Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Метафизика
------ Страница 14 ------

Метафизика - Страница 14

варны). В одной из Упанишад есть удивительная история по этому поводу. Однажды к мудрецу пришёл мальчик и попросил принять его в ученики. Мудрец спросил его: “Кто твой отец?”. Мальчик смутился и сказал, что его мать была со многими мужчинами, поэтому он не знает. Такой ответ означал, что мать мальчика была проституткой, и, согласно кастовым представлениям, по рождению он находился даже ниже шудр, то есть вообще вне каких-либо каст. Однако мудрец сказал мальчику: “Значит, ты брахман!”, и принял его в ученики. Он увидел в нём качества брахмана – правдивость и любовь к учению. Данный пример из Вед показывает, что между системой варнашрамы и кастовой системой, возникшей в Индии в Калиюгу, лежит пропасть.

В средневековой Европе деградация варны брахманов проявила себя при создании института церкви, который практически сразу же начал претендовать на политическую власть. Кшатрии, монархи, некоторое время терпели это, а затем изолировали церковь от государства. В истории Европы эти события запечатлены как движение Реформации. Оставшись без опёки, пусть так называ-емых, но всё же брахманов, монархия быстро превратилась в тиранию в отношении, в первую очередь, вайшьев. Это привело к буржуазным революциям и повсеместному свержению монархий. Буржуа, или вайшьи, став хозяевами положения, начали эксплуа-тировать шудр, что создало условия для социалистических револю-ций. Таким образом, вся история человечества, начиная от средневековья и до наших времён – это история разрушения варнашрамы.

Потеряв свою силу и достоинство, варна брахманов разделилась теперь на два лагеря: интеллигенцию и духовенство. Интеллигенция служит своим хозяевам – коммерсантам и политикам тем, что создаёт для обогащения первых новые технологии, а для укреп-ления власти вторых – новые виды оружия. Священники же “благословляют деяния” своих хозяев от имени Бога.

Чтобы сделать наше общество процветающим в духовном и материальном отношении, необходимо, чтобы в нём воспитывались люди, несущие в себе качества и силу своей варны. Разумеется, у нас есть учителя, руководители, бизнесмены и рабочие. Единст-венное, чего нам не хватает – признания того, что эти части общественного организма обязаны обладать определёнными качествами, чтобы действовать как одно целое ради общего блага. Возьмём варну кшатриев. Если человек, в чьих руках находится власть, по натуре своей – вайшья (а это у нас обычное дело!), то управление под его началом не будет справедливым и эффективным. Вайшья, сознательно или нет, обязательно будет извлекать материальную выгоду из своего служебного положения (затягивать решение вопросов с целью вымогательства, брать взятки и пр.). Данное несоответствие качеств и деятельности является источником коррупции и бюрократии в обществе. Или другой пример: шудра, исполняющий в обществе роль брахмана (учителя). Шудры, по невинности своей, склонны к моральной деградации и интокси-кациям. Когда такие люди становятся “учителями” в обществе, они наносят ему непоправимый вред, внедряя в сознание молодого поколения низкие ценности и идеалы.

Каким образом можно определить варну человека? Кажется, что в нас всё смешано: нам нравится преподавание, но ещё больше хочется денег, поэтому вместо преподавания занимаемся бизнесом, при этом ещё и не можем избавиться от дурных привычек. Возникает вопрос, кто же я: брахман, вайшья или шудра? Эта неразбериха возникает потому, что разные гуны действуют на ум, разум и ложное эго (сердце) человека. Гуна, которая действует на ум, определяет наши привычки. От того, в какой гуне разум, зависят жизненные цели. А та гуна, которая действует на ложное эго, создаёт в нас интуитивную предрасположенность к определён-ной деятельности. Варна человека определяется тем, какая гуна находится в его сердце. Действуя в своей варне, человек следует собственному предназначению, или дару, полученному им от природы. Такая деятельность приносит удовлетворение, человек расцветает. Современная система образования, не учитывая варну человека, вкладывает в его ум и разум информацию, которая противоречит его сути. В существующей школе прирождённого плотника учат высшей математике.

Для того чтобы определить, какая гуна действует в сердце человека, нужно понять, почему человек делает то, что делает (его мотивы). Брахман мотивирован любовью к истине, кшатрия вдохновляет ответственность, вайшья действует ради процветания, а шудрой управляет похвала, престиж. Представители богемы – артисты, художники, музыканты – относятся к варне шудр. Внеш-ние признаки таковы: наёмный труд (ремесло), низкий уровень морали, привязанность к интоксикациям. Но главным, внутренним, признаком является то, что критерием успеха в их среде является популярность. Однако сказанное не означает, что искусство само по себе предназначено для того, чтобы служить прихотям толпы ради популярности. Искусство, творчество, изначально имеют Божественное происхождение. С их помощью человек может устанав-ливать связь с духовным миром через чувства. Когда искусство используется для этой цели, тогда оно относится к сфере деятельности брахманов. Веды – это не только знания, но ещё и поэзия. Брахманы поют Веды.

Рассмотрим теперь, какие существуют способы организации жизни человека (ашрамы).

А) Брахмачарья, ученичество. В этом укладе жизни человек находится обычно в начале жизненного пути. Именно здесь должна определяться варна человека и создаваться духовная ориентация на всю жизнь. Ребёнок поступает в школу, гурукулу, где квалифици-рованный брахман через некоторое время выявляет его природные склонности и дарования, то есть, определяет его варну. В детстве, поскольку ум и

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12