Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Метафизика
------ Страница 13 ------

Метафизика - Страница 13

санскрите называются варнами, а способы организации жизни (уклады жизни) называются ашрамами. Вся социальная система по этой причине называется варнашрама.

Откуда возникает классификация по четыре? Это число отражает взаимодействие трёх гун природы. Поскольку раджо-гуна находится посередине между саттва-гуной и тамо-гуной, их влияние расщипляет раджо-гуну. Появляется два вида страсти: одна смешана с благостью, другая – с невежеством. Так возникает классификация по четырём типам.

В Ведах приводится также другое, метафизическое, объяснение числа четыре. Говорится, что устройство любого общества копирует устройство человеческого тела, а так же вселенского тела Вишну. Подобно тому, как тело состоит из четырёх частей: головы, рук четырёх варн: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также четырёх ашрамов: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Теперь давайте посмотрим, как выглядят эти части и как они взаи-модействуют между собой в правильно организованном обществе.

А) Брахманы – это голова общества, его мозг и совесть. Если двигаться по спектру трёх гун, от саттва-гуны – вниз, к тамо-гуне, то по мере движения, начинает усиливаться раджо-гуна, и в опреде-лённый момент достигается точка, в которой раджо-гуна уравновешивает саттва-гуну. Пройденный отрезок, в котором доминирует саттва-гуна, соответствует варне брахманов. Слово “варна” имеет два значения: “тип” и “цвет”. Цвет спектра, относящийся к данной варне – жёлтый.

Варна брахманов обладает следующими качествами:

1) милосердие; 2) правдивость; 3) мудрость; 4) бескорыстие; 5) чистота; 6) преданность Богу; 7) независимость от материа-льных благ; 8) любовь к учению и обучению других.

Б) Кшатрии – руки общества, его сила и порядок. Эта варна простирается от той точки спектра, где раджо гуна уравновешивает саттва гуну, до той точки, где раджо гуна, достигнув превосходства над саттва гуной, начинает ослабевать из-за того, что появляется тамо гуна. Таким образом, на варну кшатриев оказывает влияние преимущественно страсть, смешанная с благостью. Цвет спектра, соответствующий этой варне – красный.

Варна кшатриев имеет такие качества: 1) умение руководить; 2) отважность; 3) религиозность; 4) выносливость; 5) желание защищать слабых, чувство справедливости; 6) преданность брахманам; 7) щедрость; 8) дипломатичность.

В) Вайшьи – туловище общества, основа его материального процветания и стабильности. Варна вайшьев начинается с того места, где на раджо гуну начинает влиять тамо гуна и простирается до того места в спектре, где тамо гуна, усиливаясь, уравновешивает раджо гуну. Это значит, что данная варна образуется страстью, смешанной с невежеством. Цвет этой части спектра тяготеет к зелёному.

Естественные качества варны вайшьев: 1) способность к заня-тию бизнесом и созданию капитала; 2) жертвенность; 3) владение землёй и забота о коровах (эти животные считаются в Ведах одной из основ экономического процветания общества); 4) экономность.

Г) Варна шудр считается ногами общества, его рабочим ресурсом. Эта варна начинается с той точки, где тамо гуна уравновешивает раджо гуну и простирается дальше, в область тамо гуны. Таким образом, данная варна образуется преимущественно под влиянием тамо гуны. Цвет этой варны – тёмно синий.

Естественные склонности варны шудр: 1) физический труд; 2) способность к ремеслу; 3) зависимость от вышестоящих, склонность служить им; 4) невинность.

Согласно Ведам, во главе правильно организованного общества должны находиться не социальные лидеры, кшатрии, а брахманы. Другими словами, на первом месте голова, а затем уже руки. Брахманы не должны заниматься деятельностью других варн: поли-тикой (это дело кшатриев), бизнесом (это занятие для вайшьев), а так же работать по найму (этим занимаются шудры). Брахманы предназначены для интеллектуальной и духовной деятельности. Поскольку у брахманов нет политической власти и денег, они управляют обществом исключительно благодаря тому, что общество питает к ним полное доверие и принимает их авторитет, видя в них образец бескорыстия и мудрости.

Кшатрии нуждаются в брахманах, поскольку без их советов, кшатрии не могут достичь своей цели – установить порядок в обществе. Если кшатрий не слушает брахманов, граждане не будут ему доверять. Брахманы нуждаются в кшатриях, поскольку без них невозможно установить в обществе духовную культуру. Вайшьи нуждаются в кшатриях, поскольку те обеспечивают им защиту и исполнение законов, без чего невозможно прибыльно вести дела. Кшатрии нуждаются в вайшьях, поскольку те платят им налоги. Согласно Ведам, налог не должен быть больше четвертой части с дохода вайшьи, иначе система варнашрамы разрушается. Шудрам нужны вайшьи, поскольку они создают для них рабочие места (шудра не способен организовать собственное дело, успешный бизнес). Вайшьи нуждаются в шудрах, поскольку те на них работают. Таким образом, все варны представляют собой единое целое, живой организм. Почему же этот организм болеет страшными болезнями, такими, как моральное разложение, коррупция, терроризм и пр.?

Ведические писания утверждают, что Калиюга началась с деградации варны брахманов. Фактически, это произошло уже в эпоху средневековья. В Индии в то время брахманы вопреки Ведам ввели правило, согласно которому принадлежность к варне стала определяться по рождению. То есть, если человек родился в семье брахмана, он должен был автоматически считаться брахманом. Таким образом, они ввели понятие кастовой привилегии, и система варнашрамы превратилась в мёртвую кастовую систему. Согласно Ведам, для того, чтобы определить варну человека, существуют два критерия («Бхагавадгита» 4.13): 1. Гуна (качества человека); 2. Карма (исполнение им обязанностей данной

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11