покинуть комнату. Мы неохотно оставили их наедине, но перед тем как уходить, я ухитрился включить магнитофон. Впоследствии их разговор был напечатан в мемориальном выпуске журнала “Бэк ту Годхед”, посвященном уходу Шрилы Прабхупады.
В этой беседе один из высокопоставленных гостей спросил Шрилу Прабхупаду о том, кто станет его преемником после его ухода. Шрила Прабхупада ответил, что оставляет свое наследство всем своим ученикам, и каждый, кто будет следовать его наставлениям, сможет быть наследником.
Как ачарья-основатель, Шрила Прабхупада дал нам цель и руководство к ее достижению. Его наставления – это свод законов нашего общества. В будущем будут появляться новые законы, но только ради того, чтобы поддерживать и укреплять законы, данные Шрилой Прабхупадой. Наставления, данные нам ачарьей-основателем всегда будут оставаться основополагающими и незыблемыми законами нашего общества. Именно в этом залог успешного будущего ИСККОН как духовной организации.
Чтобы подчеркнуть трансцендентную природу ИСККОН, Шрила Прабхупада сказал, что ИСККОН существует также и в духовном мире. Шрила Прабхупада сказал, что “в конечном счете все искренние последователи ИСККОН, когда их срок пребывания в материальном мире истечет, попадут в ИСККОН в духовном мире”. Так же, как Святое Имя Господа одновременно и средство и цель, ИСККОН тоже и средство и цель”.
2) Книги о философии сознания Кришны
До наступления Кали-юги пять тысяч лет назад духовное знание передавалось в устной форме. В то время люди обладали такой памятью, что могли запомнить все, выслушав лишь один раз. Но постепенно, с приближением Кали-юги, люди стали терять память, и потому на смену устной системе передачи знания пришла письменная. По этой причине Шрила Вьясадева, воплощение Верховной Личности Бога, пришел на Землю, чтобы записать Веды. Он сделал это из сострадания к людям нашего века.
Пятьсот лет назад Шри Чайтанья Махапрабху явился в этот мир, чтобы распространить суть учения Вед. Однако Сам Он написал всего лишь восемь стихов “Шикшаштаки”. Задачу по составлению обширного свода философской и теологической литературы Гаудия-вайшнавизма Он поручил своим последователям, прежде всего Госвами Вриндавана, которые написали большое количество книг, проясняющих и подтверждающих авторитетность наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также были очень плодовитыми писателями. В своих трудах они продолжали разъяснять смысл священных писаний и работ Госвами. Наконец, Шрила Прабхупада стал проповедовать на Западе. Он перевел самые важные из всех ведических текстов и написал к ним свои комментарии, тем самым оказав неоценимую услугу всему миру.
Разумеется, все, что сделал Шрила Прабхупада, не укладывается в рамки человеческого воображения, однако оставленные им переводы и комментарии к ведическим писаниям являются венцом его славы. Более того, переведенные им книги написаны таким образом, что их может понять и по достоинству оценить как эрудированный ученый, так и ребенок. Шрила Прабхупада считал свои книги самым важным вкладом в развитие человечества. Он сказал, что эти книги являются фундаментом его духовного Движения, и смело объявил, что они станут сводом духовных законов для всего человечества на последующие десять тысяч лет.
3) Воспитание людей, наделенных духовными качествами
В “Чайтанья-чаритамрите” говорится, что подобно тому, как философский камень можно узнать по его свойству превращать железо в золото, преданного можно узнать по его способности превращать материалистичных людей в преданных. История мира не знает других примеров тому, что смог сделать на этом поприще Шрила Прабхупада. Как он шутя говорил о себе cам: “Мое величайшее чудо – это превращение материалистов в преданных”.
В наше время появляется много так называемых духовных лидеров, имеющих множество последователей, но Шрила Прабхупада не хотел дешевой популярности. Он хотел, чтобы к его Движению присоединялись люди, желающие изменить свой характер. Все, кто встречался со Шрилой Прабхупадой и принимал его руководство, полностью преображались, оставляя свои греховные наклонности и превращались в чистых преданных Кришны.
Однажды, вскоре после ухода Шрилы Прабхупады один из моих разочаровавшихся духовных братьев, читая лекцию по “Шримад Бхагаватам”, с апломбом заявил, что ни один из членов ИСККОН не достоин того, чтобы стать духовным учителем. “Шрила Прабхупада – это единственный духовный учитель, – сказал он, – и попытки подражать ему являются серьезным оскорблением”. Я, сидя в аудитории и будучи сам духовным учителем, чувствовал смущение и потому просидел всю лекцию, уставившись в пол. В конце лекции один из молодых преданных вдруг бросил вызов лектору, сказав: “Вы говорите, что Шрила Прабхупада был великим духовным учителем. Не кажется ли вам странным, что он не смог воспитать ни одного ученика, который стал бы достойным духовным учителем”. Этот вопрос заставил моего