Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Размышления о сакральных истинах - Мадхурья Кадамбини - Страница 33

лишённая сознания Кришны, является пустой тратой сил».

Как только у человека просыпается вкус к духовным предметам, остальные начинают вызывать у него всё меньший и меньший интерес.

«Постепенно он начинает понимать суть писаний; это рождает у него свежий интерес, и изучение их ему больше не в тягость».

«Трилогия бхакти», 39

Вначале мы действуем главным образом из чувства долга, что постепенно начинает влиять на нашу речь и сознание. Но спустя какое-то время садхана перестаёт казаться каторгой - появляется вкус к духовной деятельности, поскольку осознание пользы духовной практики приходит позднее.

Это как лекарство. Больной сначала не доволен тем, что его заставляют принимать горькие микстуры, но пьёт их, потому что согласен с их пользой. Но когда приходит ощущение благотворности лекарств, лечение даже начинает нравиться.

Обусловленный вкус

Далее говорится о двух типах ручи, или двух уровнях вкуса. Первый - васту ваишиштья-апекшини, он приходит при «особых условиях». Другой называется васту ваишиш- тья-анапекшини - это «вкус, ничем не обусловленный».

Васту значит «объект поклонения» - Верховная Личность Бога.

«Человеку, развившему ручи первого типа, чтобы слушать о Господе Кришне и повторять Его имена, желательны определённые условия. Иначе вкуса он не чувствует».

«Трилогия бхакти», З9

Такой человек совершает преданное служение только при наличии определённых условий. Он станет слушать бхаджан лишь в сопровождении фисгармонии или тамбуры, и только если инструменты играют слаженно и благозвучно, а ведущий обладает хорошими вокальными данными.

Он будет посещать только те храмы, где поклонение проводится пышно, и принимать участие лишь в масштабных, многолюдных праздниках. В противном случае торжество покажется ему не стоящим его посещения. У таких людей очень много внешних привязанностей, за рамки которых им сложно выйти.

Человек такого склада обычно придирчив, и внешним вещам легко ввести его в заблуждение. Он тут же находит в любой вещи недостатки и, как правило, говорит об этом. Ему кажется, что мастерство важнее, чем состояние сознания, и вместо того чтобы оценить чувства, он думает: «Лучше бы кто-то другой спел!»

Иной бхакта, считая себя виртуозом игры на мриданге, будет играть только с тем, кто обладает подобным мастерством. Он будет аккомпанировать только хорошему ведущему и отставит мридангу в сторону, если запоёт кто-то другой. Безусловно, ручи этого типа не слишком привлекает Кришну, несмотря на то, что обладающий им занимается преданным служением.

«Но будет ли по-настоящему голодный человек осведомляться о качестве и разнообразии блюд, если ему предложат поесть?»

«Трилогия бхакти», 39

Если человек по-настоящему голоден, будет ли он перебирать, вкусная еда или нет? Кто же, изголодавшись, станет привередничать?!

Если человек действительно жадно стремится к милости и благословениям Кришны, никакие внешние факторы ему не преграда. Присутствие васту ваишиштья-апекшини указывает на то, что человек пока не достоин получить высшие благословения, так как ещё недостаточно «голоден».

Кришна же отвечает полной взаимностью лишь на кристальную чистоту стремления и сознания.

Вкус, ничем не обусловленный

Ручи второго вида совершенно не похож на первый. Преданный, обладающий таким ручи, слушает и повторяет имена Господа, а также говорит о Его качествах и играх постоянно, при любых обстоятельствах.

Если для проявления ручи первого вида требуются особые условия, атмосфера или мастерство, как, например, приятная мелодия или искусное исполнение бхаджана, то ручи второго типа безусловен. Вот как Шрила Вишванатха Чакраварти Тха- кур описывает ручи, не зависящий от внешних факторов:

«Признаки васту ваишиштья-анапекшини таковы. Преданный думает: «По глупости я променял нектар имён Кришны на яд материальной жизни. Я гнался за тем, чего не имел, а потом в страхе защищал то, что приобрёл.

По беспричинной милости моего духовного учителя я получил бесценное сокровище, но так и не понял его ценность.

Вместо этого я гонялся за миражом материального счастья. Я растрачивал свою жизнь на поиски осколков цветного стекла, думая, что это бриллианты, пока не очутился в бездонном океане материализма. Какое я ничтожество!

Зачем же всякий раз, когда судьба давала мне возможность оказать служение Господу или преданным, я отказывался от него?! И этот презренный негодяй ещё даёт советы другим!

Увы! Характер мой ужасен. Я низкий, опустившийся человек, который всю жизнь считал, что вкус и ценность есть лишь в светских беседах!

За пересудами я забыл о повествованиях про запредельные качества и имена Верховного Гос- пода. Жалкий неудачник - что мне ещё сказать о себе!»

«Трилогия БХАКТИ», 40

Признавая за собой недостатки и сожалея о них, мы очищаемся. Нужно понять своё положение, определить цель и путь к ней. Такое умонастроение благотворно для быстрого духовного продвижения.

Преданный не закрывает глаза на проблемы, а решительно приступает к их решению. Видя его старания, Кришна помогает ему.

«Тот, кто так сокрушается о своей судьбе, однажды, по счастливой случайности, непременно столкнётся с величайшими из всех книг - трудами, которые описывают безмерную славу Верховной Личности Бога Шри Гауранги.

Эти книги вобрали в себя суть Вед. Они, как говорят, являются мистическим древом желаний. Преданному как жадному шмелю следует непрерывно пить нектар из распустившихся цветов этого дерева.

Пусть же вайшнавы ищут общества святых и избегают тех, кого интересуют одни лишь деньги. Поселившись в святом месте, они должны с чистым сердцем заниматься служением Верховному Гос- поду».

«Трилогия бхакти», 40-41

По мере нашего продвижения от механического выполнения преданного служения к уровню, когда мы будем получать от

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31