Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Размышления о сакральных истинах - Мадхурья Кадамбини - Страница 32

строгими в выполнении формальных ритуалов религии, но страстными, эгоистичными, надоедливыми и завзятыми спорщиками. Кто-то может великолепно разъяснять писания, но быть несносным человеком. Так проявляются различные сочетания гун материальной природы. Мы можем делать что-то одно в благости, другое - в страсти, а третье - в невежестве.

Кого-то может удивить разнообразие характеров преданных. Кто-то скажет: «Занимаясь духовной практикой, вы должны быть святыми!» Однако в любой организации можно найти как искренних и серьёзных, так и эксцентричных и ленивых людей.

Попадаются и откровенные лицемеры и обманщики, дурной пример которых - помеха любой религиозной организации. Везде можно найти подобные примеры, хотя люди не перестают удивляться тому, что в организации с мощной философской основой существуют проблемы.

Тем не менее, у людей есть свободная воля, и разные ситуации - лишь плоды их выбора, включающего возможность как «лечиться», так и отказаться от «лечения». «Лекарство» доступно, но когда его принимают только изредка или вообще забывают, появлению «болезней» удивляться не приходится.

Критерий бхакти

«Сознание, очищенное от греховных наклонностей, таких как вожделение, утверждается в благости и наполняется божественным счастьем. Основным критерием наличия ништхита-бхакти или её недостатка (аништхита-бхакти), является постоянство слушания и повторения или их отсутствия».

«Трилогия бхакти», 38

Такой критерий словно датчик определяет количество анартх и апарадх, оставшихся в сердце, которые подобны сорнякам, мешающим слушать и повторять святое имя. Вкус уходит, и прогресс останавливается из-за тех или других паразитов, напавших на росток преданности. Увеличение слушания и повторения свидетельствует о росте ништхита-бхакти, а обратное говорит об аништхите и наличии анартх.

Следование регулирующим принципам преданного служения привносит в жизнь стабильность и независимость от перемен. Ум и тело будут продолжать жить согласно своей схеме, но это уже не так важно, если приспособить их переменчивый график к служению. Если вы пытаетесь плыть вверх по реке, а течение сильное, оно постепенно унесёт вас. Но этого не произойдёт, если вы плывёте со скоростью течения.

Регулирующие принципы дают стабильность и независимость от ума и обстановки, полубогов и окружения. Но когда мы забываем о шраванам, киртанам и принципах свободы, наше положение становится опасным - майя получает прекрасную возможность завладеть нами и оказать давление.

Опасность слепого следования - в механичности, т. е. когда человек молится и медитирует только по времени, без осознания цели таких действий. Если не вкладывать в служение душу, будет чего-то не хватать.

Нельзя снискать благосклонность Бога пышными богослужениями, лестными гимнами и деньгами, так как Он смотрит не на подношения, а на сознание, на то, что у человека на сердце.

Вопросы и ответы

Вопрос: Разве садхана-бхакти - это не механическое выполнение преданного служения? Ведь садхану соблюдают по большому счёту из чувства долга.

Ответ: Деятельность считается механической, когда человек не понимает, что и почему он делает. Если его устраивает положение неофита, то вполне возможно, что служение станет механическим. Пока не появляется самодовольство, и человек постоянно пытается улучшать качество своего служения, он будет уверенно прогрессировать, даже если многие вещи делает просто из чувства долга.

Ещё преданное служение будет совершаться механически, если человек выполняет своё служение с недовольством. Оно не даёт ему попробовать нектар преданности.

Нам нужно постоянно напоминать себе, что бхакти совершается не просто руками, ногами или головой. Большее значение имеет то, что происходит в сердце. Поэтому, даже если мы посвятим служению тело и ум, но не вложим в него душу, мы не достигнем совершенства.

Вопрос: Иногда мы сталкиваемся с таким количеством препятствий в духовной практике, что кажется: их никогда не преодолеть. Как же не впасть в апатию?

Ответ: Интересно, что чем больше мы стараемся избежать чего-то, тем выше вероятность, что с нами это случится. Думая о дурном, мы притягиваем к себе то, чего опасаемся. Поэтому в сознании Кришны мы больше внимания уделяем тому, что делать, а не тому, что не делать.

Правильные поступки и мысли, становясь нормой жизни, вытесняют низменные. Госвами не думали о том, чего надо избегать или свести к минимуму. Они были поглощены бхад- жаном настолько, что порой даже забывали о сне и еде.

Много лет назад, когда я путешествовал с Сатсварупой Махараджем и Хридаянандой Госвами, Шрила Прабхупада прислал нам письмо, где писал, что в университетах не следует сразу говорить об ограничениях. Лучше объяснять достоинства философии Вед и сознания Кришны, а также их превосходство. Узнав, что можно получить большее благо, человек перестанет стремиться к низшему.

Поэтому ум и чувства нужно занять высшими устремлениями или их поиском, чтобы ни времени, ни сил, ни интереса заниматься чем-то другим не осталось.

Мысли только о негативном опустошают, наполняют страхом и увеличивают риск упустить множество замечательных возможностей в духовной жизни. В конце концов, во что мы вкладываем энергию, то и получаем.

Пятый поток нектара

«Сверкающий бриллиант бхакти начинает сиять ещё ярче, когда согревается огнём абхьясы, не- прекращающегося преданного служения, и эта аб- хьяса считается вкусом бхакти».

«Трилогия бхакти», 38

Мы только что обсудили, как бескорыстные и упорядоченные действия ведут к духовной цели.

«Ручи определяется как вкус или влечение, которое помогает преданному наслаждаться шрава- нам и киртанам.

С приходом вкуса слушание и воспевание перестаёт казаться обременительным. Далее ручи превращается в сильную привязанность. Преданный начинает чувствовать, что любая деятельность,

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30