Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 29 ------

Размышления о сакральных истинах - Мадхурья Кадамбини - Страница 29

в огонь и получив ожог, вы понимаете, что огонь опасен. В этом смысле, реакции являются милостью, потому что они помогают нам понять, насколько опасны оскорбления. Надеюсь, вы не будете больше совать руку в огонь.

Вопрос: Как развить в себе желание исправиться и начать исправлять ошибки?

Ответ: Порой люди могуг учиться только на собственных ошибках, подвергаясь наказанию или получая сильные удары судьбы. Некоторые учатся слушая, а другие - наблюдая. Но тугодуму легче научиться на личном опыте. Хотя этот способ не такой быстрый и к тому же трудный и опасный, некоторым нужно учиться именно так. Кришна знает об этом и потому даёт возможность всем учиться по-разному.

Когда кто-то набирается опыта через наказание, но не исправляется, мы сможем на его примере увидеть, как действует карма. Она строга, но, если нужно, Кришна вмешается. Если человек - оскорбитель, но искренне желает остановиться, Кришна найдёт способ помочь ему. Без настоящей адхикары и желания исправиться мы не изменимся, пока не окажемся в ситуации, которая силой исправит нас.

Однако не следует думать: «Ладно, такова карма. Он ничему не научится, пока не получит хорошую затрещину». Нам следует делать всё от нас зависящее, чтобы помогать другим, даже если это и хлопотно. В худшем случае человек откажется меняться и обвинит других в своих бедах. Но если он поступает так всё время, Радхарани рано или поздно Сама уберёт его.

Вопрос: Вишванатха Чакраварти на своём примере показывает, как надо поступать с гордостью. Он рассказывает, что какое-то время работал в школе, и деревенские жители часто хвалили его. Чувствуя, что из-за этого им начинает овладевать гордость, он решил, что ему лучше уйти. Мне хотелось бы знать, как я могу, не дожидаясь наказания, понять, что моя деятельность приведёт к гордости? Можно ли работать над гордостью ,без стрессов и боли?

Ответ: Нужно больше ценить других. Разве мы сможем оставаться напыщенными гордецами в обществе тех, кого любим и ценим? Гордиться начинают тогда, когда смотрят на других свысока, и чем больше гордость, тем надменнее человек. Мы мним себя выше тех, кто якобы стоит ниже нас. Гордость уменьшает дружелюбное отношение к другим. А когда чванство и самомнение становятся нам дороже дружбы вайшнавов, Кришна начинает нас наказывать. Если человек обращается к святым именам, но продолжает держаться за прошлые гадкие анартхи, Кришна поможет ему выпустить мусор из рук.

Мы молим Наму прабху: «Дорогой Кришна, помоги! Пожалуйста, займи меня в служении Тебе». Кришна отвечает на наши молитвы, но если мы отказываемся принять Его сладкую помощь, Он помогает нам, устраивая порку.

Главное - больше ценить других. Не нужно специально заучивать наизусть все типы анартх, апарадх, недостатков... Конечно, хорошо ознакомиться с ними, но если мы просто будем больше ценить садху, то никогда в жизни не столкнёмся с подобными препятствиями. Все проблемы уходят, когда сердце согрето искренней признательностью преданным.

Без этого чувства человек уподобляется карма-канди. Т. е. его попытки избавиться от оскорблений диктует желание прослыть великим преданным или избежать наказания. И даже если он благодарит, его благодарность редко бывает искренней.

Когда же не хватает признательности, всё общение становится механическим. Даже извинения становятся машинальными, когда нет раскаяния, а без уважения к другим никогда не измениться в лучшую сторону.

Если мы действительно уважаем другого человека, мы будем стараться ничем не обидеть его, а если вдруг по неосторожности допустим какую-то оплошность по отношению к нему, будем искренне раскаиваться. Если строить отношения с другими в таком ключе, Кришна непременно даст разум, как избежать ошибок.

Четвёртый поток нектара

В этой главе автор рассказывает о том, что мешает нам по- настоящему ощутить связь с духовным миром и Кришной.

«Когда анартх больше нет, эти препятствия уходят, а преданность становится твёрдой и постоянной. Поэтому можно сказать, что отсутствие этих пяти препятствий является признаком ништха-бхакти».

«Трилогия бхакти», 36

Давайте особо остановимся на бхаджана-крии и уровне стабильности, ништхи, а также обсудим препятствия, которые могут пошатнуть стойкость в преданном служении. Всего их пять.

1. Сон во время слушания и повторения

Первое препятствие называется лайя.

«Лайя - это особый вид слабости, проявляющийся в виде сонливости, причём во время памятования о Господе больше, чем во время слушания о Нём, а во время слушания - больше, чем во время повторения ЕГО имени».

«Трилогия бхакти», 36

Лайя проявляется в виде сонливости во время повторения, слушания и памятования о Господе. Возникает что-то вроде состояния лёгкого отупения, которое мешает проявиться чувствам преданного.

Когда нет энтузиазма в преданном служении, материальные желания набирают силу, и нас начинают больше интересовать телесные запросы. Возрастает потребность в еде, сне, а также начинают беспокоить сексуальные желания. Из-за нехватки «пищи» в психологической или духовной сфере человек переключается на телесные потребности. Словно все чувства вдруг взбесились и потребовали наслаждений.

Например, обратите внимание: скука навевает желание есть, и человек начинает класть что-то в рот, даже если он не голоден, просто чтобы заполнить эмоциональную пустоту. Переедание указывает на желание реализовать потенциальные возможности, стремление быть любимым и по достоинству оцененным.

Некоторые люди погружаются в общественную работу только для того, чтобы заполнить абсолютную пустоту в своей жизни. Одни пытаются забыться в спорте, другие становятся трудоголиками и

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27