Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 7

кто-то горбился, у кого-то – голова набекрень, а кто-то обходился без шеи. Пораженный, Нарада спросил их, кто они такие. Несчастные люди ответили: "Мы – олицетворенные раги. А сделал нас инвалидами мудрец Нарада. Опьяненный любовью, он поет не те мелодии не в то время, с неправильными нотами и без нужного ритма. Так он изломал наши конечности."

Нарада спросил у раг, как его ошибку можно исправить. Они послали его к богине Сарасвати; когда она осталась довольна его служением, он получил от нее музыкальную науку и стал непревзойденным музыкантом.

Вряд ли много преданных сможет глубоко погрузиться в изучение Ведической музыкальной науки. Но ведущие киртанов должны, по крайней мере, знать, в какое время дня какие мелодии петь.

Шрила Прабхупада особенно подчеркивал, что утреннюю мелодию (прабхати-сура) следует петь во время мангала-арати. Эту рагу обычно не надо петь после 10 утра. Шрила Прабхупада обучал утренней мелодии для мангала-арати в ее простейшей форме. Этот мотив соответствует тому, как обычно поется начало песни "Джив, джаго".

Гурваштакам нужно петь по схеме "вверх-вниз". Один стих поется на мелодию, которая в первой строке идет вниз, а на третьей поднимается вверх. Следующий стих поется так, чтобы на первой строке мелодия повышалась, а на третьей – понижалась. Затем снова следующий стих поется с понижающейся первой строкой и т.д. Некоторые преданные поют правильную мелодию во время мангала-арати, но не следуют этой схеме "вверх-вниз". Они просто поют каждый стих с повышением или понижением, и так значительно теряется сладость утренней мелодии.

После Гурваштакам киртан продолжается на ту же мелодию. Некоторые преданные поют Гурваштакам на правильный мотив, но затем переходят на другой. Это не правильно. Те, кто не уверены в том, как продолжать киртан на правильный мотив, могут просто вспомнить мелодию Гурваштакам, или "Джив, джаго", и петь пранама-мантру Шриле Прабхупаде и все остальное на тот же мотив.

Панча Таттва маха-мантра и Харе Кришна маха-мантра поются на ту же мелодию, что и Гурваштакам, по той же схеме "вверх-вниз, вверх-вниз". Когда поете Харе Кришна маха-мантру, одну мантру можно петь с повышением, а следующую с понижением; как вариант, две мантры подряд могут петься с повышением, а следующие две – с понижением.

Шрила Прабхупада учил, чтобы на мангала-арати пелась эта самая простая форма утренней мелодии. Однако, в нашем обществе были введены вариации на утреннюю мелодию с добавлением музыкальных украшений. Некоторые преданные считают, что поскольку Шрила Прабхупада не вводил их, то преданным ИСККОН не следует петь их. Другие думают, что они приемлемы, поскольку они не являются отклонением от утреннего мотива, а только развитием его, поскольку они сладки и так усиливают настроение преданности, и поскольку они – часть музыкальной традиции Гаудийа-ваишнавов. Если поются вариации на утреннюю мелодию, то хотя бы несколько раз следует спеть основную утреннюю мелодию, как ее давал Шрила Прабхупада, до перехода на вариации. Иными словами, простейшая форма утренней мелодии, как учил Шрила Прабхупада, должна составлять большую часть пения Харе Кришна во время мангала-арати.

В соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады, киртан во время мангала-арати должен быть простым. Мангала-арати предназначено для того, чтобы давать мощный духовный заряд в начале дня. Все участники, несомненно, очистятся и воодушевятся в сознании Кришны, если молитвы поются на правильную рагу и с преданностью и благоговением. Если мангала-арати проводится таким образом, преданным, чье единственное желание – удовлетворить гуру и Кришну, эффект будет наиболее завораживающий. Умы присутствующих будут захвачены и перенесены к лотосным стопам гуру и Кришны. Нет лучшего способа начать день.

Многие преданные чувствуют, что киртан во время мангала-арати должен быть сладким и спокойным, как бы для того, чтобы мягко пробудить Господа. Танцевать во время мангала-арати также хорошо, как однажды рекомендовал Шрила Прабхупада. (см. Письмо к Упендре, 19 февраля 1973 г.) И нет ограничений на то, чтобы этот киртан был живым. Однако, обычно более уместно, когда энергичные киртаны проводятся в более поздние часы.

Есть еще один хорошо известный мотив для Шри-Гурваштакам. Эту мелодию не следует петь во время мангала-арати. Она годится для случаев, когда Шри Гурваштакам поется днем, например, в дни явления ачарйев нашей сампрадайи.

Шрила Прабхупада также учил нас вечерней мелодии для сандхйа-арати. Шрила Прабхупада обучал простой форме раги. Немного менее простая вариация была введена еще во время личного присутствия Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада явно никогда не упоминал эту мелодию, которая теперь обычно поется в храмах ИСККОН. Если эта вариация поется, киртан после Гаура-арати также обычно следует той же мелодии.

Иногда, во время вечернего арати преданные, после пения песни Гаура-арати (джайа джайа гаурачандер...) на вечернюю мелодию, переходят на утреннюю мелодию для остальной части киртана. Это совершенно неправильно. Утреннюю мелодию никогда не следует петь вечером.

Не годится петь песню Гаура-арати или соответствующий мотив до вечера, например, во время дневного арати.

Конечно, пение имен Кришны трансцендентно и очищающе – даже когда поется на не тот мотив. Шрила Прабхупада однажды написал одному из учеников, что "Любая мелодия может быть использована. Когда есть связь с Кришной, это становится подлинным."( Письмо к Экайани, 31 августа 1971 г.) И все же, лучше петь

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5