Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 56

по раскаленным углям (смеется).

Б.В. Свами: Я был на этом празднике, он называется Тайпусам.

Нармада Свами: Да. Разжигали большой костер, и факиры бегали через него туда-сюда (смеется). Там еще возле храма был большой зал, где проходили торжества, в основном свадьбы.

Б.В. Свами: Возле храма Ранганатхи?

Нармада Свами: Нет, Венугопала. Чего там только не было.

Б.В. Свами: В этом храме тоже поклоняются Шри вайшнавы.

Нармада Свами: Да. Кстати, моя свадьба праздновалась именно там. Там было все необходимое для приготовления и раздачи пищи. В то время свадьбы праздновали пышно, праздник длился не меньше семи дней, в течение которых проводили различные обряды. Пировали каждый день. Пищу готовили дома. К услугам компаний, обслуживающих торжества, не прибегали. Сейчас свадьбу празднуют уже четыре, два, один день, а то и полдня. Возможно, со временем ее не будут праздновать вообще ѕ меньше хлопот. Будут просто жить друг с другом, как животные. Свадебные церемонии превратились в формальность. Людей это больше не привлекает. Они слишком заняты Бог знает чем.

Б.В. Свами: Когда вы приходили в храм, вы молились Богу?

Нармада Свами: (Смеется) Я молился только о прасаде. Я стоял перед Божеством и просил дать мне прасада (смеется). Я подходил к Божеству, выражал почтение и думал: «Вкусить бы прасада». Во время экзаменов я молился: «Пожалуйста, помоги мне сдать». Я молился только об этом, ни о чем другом. В детстве я предлагал Господу бхогу без всяких молитв. Я делал это с преданностью, но при этом всегда думал о прасаде. Я прекрасно помню, как я думал: «Интересно, какой сегодня будет прасад?» Конечно, подобные мысли отчасти связаны с Кришной (смеется). Но со временем я понял, что, если такая мысль приходит в голову, нужно поститься.

С мной в школе училось много ребят-брахманов из семей Шри вайшнавов. Они приходили в школу с гладко выбритой головой, с шикхой24 и большой тилакой на лбу. У меня был приятель, его звали Кришнамачари, он никогда не носил рубашек. Он приходил в школу с тилакой, в дхоти, а вместо рубашки носил чадар (смеется). Мы учились вместе с ним и в колледже. Однажды директор позвал его к себе и велел надеть рубашку. А тот ответил: «Я не стану носить рубашку». (Смеется.) Очень смело повел себя. Так и продолжал ходить в школу без рубашки, гладко выбритым, с шикхой и тилакой.

Б.В. Свами: Что он изучал?

Нармада Свами: Математику, физику и химию.

Б.В. Свами: А вы?

Нармада Свами: Я тоже подался в науку. Приходилось нелегко. Свободного времени почти не оставалось. Постепенно я отошел от исконной культуры, тогда меня спасла одна из книг Шрилы Прабхупады.

Б.В. Свами: Итак, Махарадж, за вашу жизнь Индия стала совершенно другой.

Нармада Свами: Даже не за жизнь. Всего лишь за последние двадцать лет.

Б.В. Свами: Что вы думаете о прогрессе современной цивилизации?

Нармада Свами: О прогрессе? О каком прогрессе? Люди живут, как животные, в грязных, зловонных городах. Посмотрите, здесь, в Бомбее, даже состоятельным людям приходится ютиться в крошечных квартирах. Негде повернуться. Это мышиная возня. Лучшего слова и не придумаешь. Просто мышиная возня. Борьба за право стать крысой. О всяком приличии позабыли. Люди не умеют даже разговаривать друг с другом. Обычный бытовой разговор звучит как ругань. Нет ни свежего воздуха, ни свежей пищи, ни чистой воды. Везде этот мусор. Все сделано из пластика, повсюду слышна эта дикая музыка, которая пробирает до костей... Что еще сказать об этом прогрессе? Эмансипация женщин. Наших дочерей воспитывают как проституток. Проводят конкурсы красоты (усмехается с отвращением). И это вы называете прогрессом? Скорее это деградация. Люди опускаются до уровня собак, кошек, крыс и обезьян. Эволюционная теория Дарвина в обратной последовательности. «Прогресс» — это слово используют политики, чтобы промывать нам мозги.

Б.В. Свами: Неужели в современном мире нет ничего положительного?

Нармада Свами: Есть, Движение сознания Кришны. Шрила Прабхупада дал нам удивительный метод повторения святых имен, с помощью которого можно пересечь океан века Кали. Нынешний век, Кали-юга, исполнен недостатков, но его преимущество в том, что, просто повторяя имена Кришны, каждый может стать счастливым уже в этой жизни и подготовиться к возвращению в духовный мир. Это не просто теория. Это действенный метод. По всему миру люди становятся счастливыми, повторяя Харе Кришна. Но нужно быть бдительными, чтобы Кали не проник в наше Движение. Нельзя допустить, чтобы ложь и притворство разрушили наше Движение изнутри. Необходимо сохранять чистоту. Мы должны строго держаться своих принципов.

Кроме того, проповедуя, мы должны знакомить людей с этой культурой. Если нам удастся воссоздать преждний уклад простой деревенской жизни, основанной на сознании Кришны, это будет для нас большим шагом вперед. Нам нужно на деле продемонстрировать то, о чем мы говорим. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы основывали сельскохозяйственные общины. Мы хотим, чтобы преданные жили лучше. К чему эта городская мышиная возня? А дети. Как их сейчас воспитывают. Мы должны возродить эту древнюю культуру, это даст миру надежду на будущее. Пусть наступит Золотой Век. Современная жизнь не предвещает ничего хорошего. Без сознания Кришны нас ожидает беспросветная тьма.

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54