Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 54 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 54

дня.

Б.В. Свами: Там есть все условия.

Нармада Свами: Да. Паломникам предоставляли жилье, мы останавливались там на три дня и три ночи. Помню, в одном большом зале, заплатив двести рупий, можно было накормить прасадом очень много людей.

Б.В. Свами: В то время двести рупий были большими деньгами.

Нармада Свами: Да, но прасада раздавалось очень много. Угощение состояло из трех блюд, им можно было накормить целую деревню.

Б.В. Свами: Сейчас такой услуги уже нет.

Нармада Свами: Нет.

Б.В. Свами: Пожалуйста, расскажите о праздниках подробнее.

Нармада Свами: Самыми большими праздниками были Макара Санкранти и Вайкунтха Экадаши. В половину третьего утра все шли к реке принять омовение — целыми семьями, даже маленькие дети, после чего отправлялись в храм на даршан. Все очень торопились.

Вообще праздников было много, и все они были хорошо организованы. Каждый праздник отличался особой кухней и обрядами. Сейчас эти традиции большей частью забыты и почти не соблюдаются. В то время праздник означал собрание благожелательно настроенных людей, которые общались, делясь друг с другом добрыми чувствами, позабыв обиды и все негативное. Все праздники были религиозными. Не то что сейчас — фейерверк, выпивка и много шума.

Каждый храм имел ратху для празднования ратха-ятры — она была огромных размеров, полностью сделана из дерева. Раз в год ее выкатывали и красили. Все дружно готовились к празднику — белили и украшали храм, вносили пожертвования. Люди приходили даже из соседних районов. Во многих городах ратха-ятры были такими же пышными, как в Тирупати.

Ратха выезжала из храма утром и возвращалась вечером. В то время праздники продолжались девять дней, и каждый день Господь выезжал их храма на новой вахане21 — на Гаруде, на лебеде. На праздник вахана украшалась золотом. День, когда Господь появлялся верхом на Гаруде, назывался Гаруда Ваханой. Гирлянды для Гаруда Ваханы привозили из Мадраса. Они источали необыкновенный аромат. Чтобы нести вахану, требовалось около двадцати человек, но желающих были сотни.

Б.В. Свами: Нести разрешалось только брахманам?

Нармада Свами: В основном это были брахманы. Душистый аромат этих огромных гирлянд распространялся повсюду. Богатые люди жертвовали храму на определенную севу, например, на Гаруда-севу, это было семейной традицией. Они также кормили прасадом участников праздника. Шествие начиналось около девяти утра. Люди выходили на порог своего дома, чтобы приветствовать Господа, когда Он будет проезжать мимо. Возле каждого дома колесница останавливалась, и хозяева предлагали Господу фрукты или что-то еще. Шествие завершалось к полудню.

Б.В. Свами: Господу предлагали арати?

Нармада Свами: Разумеется. Предлагали светильник с камфорой и другие предметы. Различные церемонии проводились семь-девять дней.

Желание участвовать в празднике было таким сильным, что люди приезжали из больших городов и приходили из всех соседних деревень, которых в радиусе десяти-пятнадцати километров было множество. Жители соседних деревень на время праздника останавливались в домах своих родственников. Повсюду воцарялись любовь и согласие.

Б.В. Свами: Вы приходили в храм на даршан в обычные дни?

Нармада Свами: Каждый вечер.

Б.В. Свами: Почему вечером?

Нармада Свами: Вечером проводили арати. В основном люди приходили в храм именно в это время. Даже если мы весь день играли в школе, к вечеру мы возвращались домой и, приняв омовение, шли в храм. Там мы играли, ходили на даршан и вкушали прасад. Дети и сейчас играют на территории храмов. Большие открытые площадки — идеальное место для игр. Разумеется, они предназначены для другого, но мы этого не понимали, и нам никто не препятствовал. Мы получали возможность видеть Господа и Его преданных и принимать прасад. Это очень помогло мне в жизни и помогает до сих пор, несмотря на то что, будучи ребенком, я не осознавал всей важности этого (смеется). Каждый день мы проводили в храме по два-три часа.

Б.В. Свами: Прасад раздавали служители храма?

Нармада Свами: Да, священники знали всех жителей деревни и любили детей. Они подзывали нас по имени и угощали прасадом. В деревне все знают друг друга, знают, чей ты сын.

Б.В. Свами: Удивительная культура. Не то, что теперь — торжество камы, кродхи и лобхи22.

Нармада Свами: Прежде люди были намного миролюбивей. Сейчас в деревнях случаются драки, убийства и прочее. Раньше этого не было и в помине.

Б.В. Свами: Полиции в деревнях не было?

Нармада Свами: Нет. Полицейских мы видели только на праздниках, где они обеспечивали порядок. В остальное время они находились в своем участке. Сейчас все изменилось. Прежде люди все делали сообща. Сезон праздников — ноябрь, декабрь и январь — приходился на время жатвы, люди возвращались с полей вечером. Вечерами повсюду воцарялась атмосфера любви и нежности, слышались звуки бхаджанов и киртанов.

Б.В. Свами: Люди собирались у себя дома?

Нармада Свами: Не только. Было много других мест: под баньяновыми деревьями и на специальных возвышениях. Там собиралось по сорок-пятьдесят человек. Пели бхаджаны и киртан. Харидасы изумительно играли на караталах. До семи вечера детвора играла на улице. Электричества в деревнях не было, поэтому с наступлением сумерек все собирались и пели бхаджаны и киртаны.

Б.В. Свами: В каком году вы родились?

Нармада Свами: В 1929.

Б.В. Свами: Значит, ваше детство прошло в

Навигация:

Страница 56
Страница 55
-- Страница 54 --
Страница 53
Страница 52