Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 5

обществе и прилагал все усилия, чтобы возродить ведическую культуру, чтобы в дальнейшем вернуть человечество на путь духовности.

Ведическая культура совершенна; для человеческого общества лучшей культуры нет. Вам необходимо ее принять. Тогда вы будете счастливы. Все люди станут счастливыми, независимо от национальности. Ведическая культура ѕ это наука жить по-человечески, а не как животные. В таком обществе счастливы все. В особенности те, кто следуют ведическим принципам ѕ они счастливее остальных.7

Из-за того, что общество состоит из одних шудр8, в нем нет порядка. У шудр нет разума. Они только и знают, что "хочу, хочу, хочу, хочу". Но в брахманической культуре9 даже са­мый бедный брахман10 счастлив, хотя у него нет постоянного источника дохода, а иногда ему даже нечего есть. Он счастлив, потому что у него есть знание. Он знает, как быть счастливым при любых обстоятельствах. Если ему будет нечего есть, он подумает: «Сегодня Кришна хочет, чтобы я постился. Таково желание Кришны. Такова Его милость».11

Я просто пытаюсь показать людям, что значит быть по-настоящему цивилизованными. Современные люди далеко не цивилизованы. Они уподобились кошкам и собакам ѕ постоянно дерутся друг с другом. Это нецивилизованная жизнь. Обществом правят атеисты и демоны. Индийцы, глядя на огромные западные небоскребы и множество автомобилей, чувствуют себя ущербными. «Если у нас не бу­дет таких машин и небоскребов, мы пропадем», ѕ думают они. Индия пытается имитировать Запад. Она забыла о своей собственной ведической культуре ѕ наилучшей культуре. Впервые мы пытаемся преодолеть влияние демонической культуры при помощи культуры ведической. Поэтому меня очень радует, что вы присоединились к этому движению. Если вы хотите сделать людей счастливыми, дайте им культуру сознания Кришны.12

Во время своих путешествий по Индии я часто поражался высокой культуре тех семей, в которых жил. Мне, неотесанному млеччхе13, иногда было неловко находится в обществе этих благородных людей, в особенности, когда они оказывали нам почести и служили нам как святым. Благовоспитанность и образование не мешали им оставаться скромными: в них не было ни грамма искусственной манерности и снобизма. А таких гармоничных и крепких отношений, какие были в их семьях, мне никогда не доводилось видеть на Западе.

К примеру, я заметил, что в Индии дети беспрекословно под-чиняются родителям. Мне не раз доводилось гостить в домах состоятельных бизнесменов, которые с охотой и смирением слушали своих отцов, хотя сами уже имели внуков.

Однажды я гостил у преподавателя санскрита, который за свою долгую преподавательскую деятельность обучил тысячи студентов. Хотя он был шикоро известен по всей Ориссе и пользовался большим уважением, он настаивал на том, чтобы кланяться мне в ноги, несмотря не все мои попытки его остановить. При этом он не позволял мне поклониться в ответ, хотя было заметно, что он доволен моим желанием это сделать. По своему про-исхождению и прошлым привычкам, я был совершенным ничтожеством по сравнению с этим человеком. Хотя я знал всего лишь пару слов на санскрите и годился ему в сыновья, он имел иное видение: «Каким бы не было его прошлое, он — санньяси, а потому достоин поклонения. Ради служения Шри Хари он отказался от всех материальных удовольствий. Я же, несмотря на всю мою ученость,ѕ всего лишь семейный человек, запутавшийся в материальном мире. Я должен ему поклониться».

Общение с такими людми позволило мне глубже понять индийскую цивилизацию. Я увидел индийскую культуру в действии. Она перестала быть для меня книжной теорией, старинными, отошедшими в прошлое обычаями, интересными лишь для меланхоличных любителей старины и антропологов. Я начал осознавать важность подлинной человеческой культуры, без которой даже те высокие философские идеалы, которые я исповедовал и которым следовал, были неполными.

Читатель этой книги сможет взглянуть на Индию недавнего про­шлого, такую, какой она была до модернизации. Он увидит ее более или менее счастливых жителей, не обремененных серьезными социальными или психологическими проблемами, жизнь которых практически не менялась на протяжении тысяч лет, увидит общество, в котором знание о душе и Боге составляло основу образования, морали и семейных идеалов.

Эта книга позволит читателю ближе соприкоснуться с индийской культурой, в особенности, если сам он не имеет возможности увидеть ее во­очию. Я не пытался проанализировать все аспекты индийской культуры и предложить способы ее возрождения в сильно изменившихся современных условиях. Я лишь хотел показать читателю жизнь Индии такой, какой она была, в надежде на то, что это поможет возрождению ведической культуры в обществе, лишенном каких бы то ни было духовных ценностей. Разумеется, писать о ведической культуре куда легче, чем на деле возродить ее во всем мире. И все же знакомство с этой культурой — первый шаг к ее возрождению.

Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что люди могут иметь все необходимое, просто живя на земле. Он хотел, чтобы в разных уголках планеты его последователи организовали показательные сельскохозяй-ственные общины. Он хотел, чтобы такие общины строились на основе сознания Кришны, чтобы их члены зависели от земледелия, коров и милости Кришны, чтобы они руководствовались принципом «жить просто, мыслить возвышенно», и чтобы их образом жизни была ведическая культура. «Взгляд на традиционную Индию» может пригодиться пионерам таких

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3