Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 4

большинство населения мира никогда не отдалялось от нее. К примеру, если на улице одного из американских городов появится бычья повозка, ее, скорее всего, станут фотографировать для местной газеты. Кроме того, хозяину, вероятно, придется получить разрешение на нахождение быков в городе от полиции. Тогда как в большинстве районов Индии бычьи повозки столь же распространены, как и их отвратительная, ревущая и совсем не достойная замена под названием трактор.

Изначальная культура Индии называлась ведической (поскольку была основана на ведических писаниях). Веды представляют собой огромный объем знания, включающего в себя все аспекты ѕ от астрономии и математики до архитектуры, экономики, военного дела и даже половых отношений. Суть ведической культуры ѕ поиск свободы от рождения и смерти, в основе которого лежит глубокая метафизическая философия, а совершенство которого заключается в обретении любви к Богу. В Индии религия никогда не считалась «одной из сторон жизни». Религия была самой жизнью. Жизнь целиком была направлена на достижение трансцендентной цели. Хотя верность религии присуща многим народам мира, народ Индии в этом отношении намного превосходит всех остальных.

К сожалению, за последние несколько столетий в ведическую культуру вторглось множество неведических представлений. Изначальная культура постепенно видоизменялась, разбавлялась и загрязнялась, пока наконец не превратилась в то, что сегодня называют индуизмом. Тем не менее, даже те малые остатки изначальной культуры Индии, что сохранились до сих пор, представляют огромную ценность и могут быть полезны и для других.

Следы былых традиций живы в Индии и по сей день. Вот перед нами пастух из Саураштры, опирающийся на резной деревянный посох, в башмаках причудливого фасона с загнутыми кверху острыми носками, с не менее причудливо закрученными усами, в гиганском тюрбане, представляющим собой пятидесятиметровый кусок белой окаймленной материи, закрученной вокруг головы. А вот его сынишка окликает по имени каждую корову в своем стаде и подзывает их игрой на флейте. А вот мимо нас проходит небольшая группа паломников, держащих путь в одно из святых мест. Их маршрут по святым землям, протянулся, возможно, на тясячу километров. В пути они поют бхаджаны3, принимают подаяния от благочес­тивых людей, а в полдень останавливаются на привал, чтобы приготовить чапати на костре из веток и листьев. За ними ѕ группа деревенских женщин, направляющихся за водой к ближайшему колодцу или реке в нескольких километрах от деревни. Медные горшки, поставленные один на другой, возвышаются у них на головах. Разноцветные одежды вторят лучам утреннего солнца. Из-под их сари едва видны толстые серебрянные ножные браслеты. Браслеты на руках позвякивают в такт их движениям. Они весело шагают вперед, с детской непосредственностью распевая песни о Кришне.

Однако суть индийской культуры кроется намного глубже ее внешних проявлений. В ее основе ѕ тонкая духовная философия, недоступная тем, кто не готов проникнуть в ее хитросплетения. Другим препятствием для ее понимания является негативное отношение западных ученых, которые на протяжении двух столетий представляли индийскую культуру и религию в искаженном свете.4

Чтобы оправдать свое насильственное господство над Индией (которое они называли «окультуриванием дикарей»), европейцы повесили на ее великое наследие ярлык массового суеверия. Примером этому служит книга «Индуистские обычаи, традиции и обряды», написанная Абби Дюбуа, французским миссионером, жившим на юге Индии в конце XVIII ѕ начале XIX века. Дюбуа тщательно исследовал жизнь индийского народа и настолько интересно изложил ее на 770 страницах своей книги, что ее тиражи расходятся и по сей день. Однако Дюбуа был религиозным фанатиком, поэтому видел лишь глазами, а не сердцем. Он близко общался с людьми, но внутренне относился к ним с полным презрением. Единственной надеждой для них, по его мнению, было не просто обращение в христианство, но полное принятие западного образа жизни и отказ от исконных традиций.

Убежденный христианин, Дюбуа едва ли мог предвидеть, что жители Запада станут куда большими варварами, чем те язычники которых он пытался цивилизовать. Несмотря на это, у западного человека не убавилось энтузиазма великодушно навязывать нецивилизованным народам свой последний фетиш в форме науки и технологии.

До недавнего времени бытовало мнение что научно-технический прогресс откроет врата в рай. В книге, опубликованной в 1965 году Информационной Службой США, говорилось: «За непродолжительный период после обретения независимости Индия предприняла решительные шаги по обеспечению своих граждан всеми благами современной жизни. В стране наблюдается явный прогресс в сфере здравоохранения, образования, промышленности и социального развития. Перемены коснутся и индийских деревень ѕ но не для того, чтобы нарушить покой и размеренность сельской жизни, а чтобы сделать ее более стабильной и обеспеченной. Перемены грядут. Жители индийских деревень смотрят в будущее с надеждой».

Теперь, однако, люди Запада (по крайней мере, некоторые из них) начинают осознавать, что совершили ошибку, навязав свою экономику и моральные ценности так называемым неразвитым странам. Пока человечество ищет альтернативу цивилизации, которая губит душу, индийская культура непревзойденная по своей духовной значимости, восстает из под обломков, в которых ее пытался схоронить Запад. Теперь западные люди сами берут на себя инициативу по возрождению этой древнейшей из человеческих цивилизаций.

Шрила Прабхупада ѕ ачарья5-основатель ИСККОН6 и величайший представитель ведической культуры в современную эпоху ѕ глубоко сознавал причины противоречий в человеческом

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2