Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 2

и показать, какой она могла бы и должна быть сейчас. Я стал размышлять над тем, в чем ошибка современного общества, вставшего на путь технологического прогресса, в чем оно уступает традиционным культурам и каковы вообще критерии цивилизованности об­щества.

Первейшая задача просвещенного, цивилизованного общества ѕ предоставить людям возможность максимально развить свой духовный потенциал. По-настоящему цивилизованное общество не ограничивается стремлением к эфемерному cчастью в виде удовлетворения насущных потребностей в пище, сне, совокуплении и защите ѕ все это доступно даже животным. Цивилизованным человеческое общество можно назвать только в том случае, если в основе его лежит стремление постичь природу Бога, вселенной и смысл существования живых существ.

Поэтому духовно развитые культуры всегда руководствовались реалистичным взглядом на жизнь, уделяя внимание всем сторонам жизни человека ѕ его телесной, умственной, интеллектуальной и духовной дея­тельности ѕ при этом подчеркивая ответственность каждого человека перед остальными членами общества. А поскольку существование человека неразрывно связано и напрямую зависит от окружающей среды, в традиционных аграрных цивилизациях следовали принципу жизни в согласии с природой и уважительного отношение ко всему живому. Люди старались брать у природы ровно столько, сколько им было необходимо, и возвращать все, что было взято.

В традиционном обществе человек удовлетворял свои насущные потребности естественным образом, не нанося вреда природе. Чтобы материально себя обеспечить, ему не нужно было прилагать излишних усилий. Не было индустриальных комплексов, производящих бесконечное многообразие бесполезных вещей ѕ аксессуаров искусственной жизни. Не было огромных торговых центров для сбыта всех этих излишеств. Не было и рекламной индустрии, навязывающей людям то, что им совершенно не нужно. Экономика основывалась на реальных, а не на искусственных потребностях. Торговля была ограниченной и, главным образом, бартерной ѕ по принципу «товар на товар». Как следствие этого не было рынка акций, экономических кризисов, валютных спекуляций, урезаний бюджета, инфляции, массовой безработицы и забастовок.

Основными жизненными потребностями ѕ пищей, одеждой, строительными материалами и топливом ѕ обеспечивала земля. Хлопчатобумажную ткань изготавливали дома. В каждой деревне был горчар, который обеспечивал всех жителей посудой. В более крупных деревнях имелась кузница, где изготавливались простые орудия сельского хозяйства, кухонная утварь, бритвы (одной бритвой мужчина пользовался всю жизнь) и другие необходимые в хозяйстве предметы из металла, который либо выме­нивали, либо использовали вторично. Веревки плели из гибких волокон местных растений: кокоса, джута и льна. Воду брали из рек, колодцев и прудов. Не было необходимости в сложной системе водоснабжения, в канализации, туалетах и водопроводных кранах. Никто не страдал от отсутствия электричества ѕ люди обходились без сложных бытовых приборов, используя для освещения светильники с растительным маслом собственного изготовления. В летнюю жару люди омахивали себя веерами из бамбука, а в зимний холод спали под несколькими одеялами и грелись у костров. Лекарства, косметика и красители изготавливались дома из растений. В мебели также не было необходимости, поскольку люди сидели, ели, готовили, учились и спали на полу.

Ведя такой естественный, первозданный образ жизни, люди отличались добродетелью и душевной простотой. Они не испытывали сильных негативных эмоций. Горечь, депрессия и подобные чувства были им практически неведомы. Они довольствовались тем, что имели, а жизненный успех измеряли не количеством материальной собственности, а умением не зависеть от нее. Поэтому жизнь их была простой и естественной, приносила внутреннее удовлетворение и способствовала развитию таких качеств, как честность, уважение к окружающим, доброта и т.п.

Разумеется, деревенская жизнь сама по себе не является залогом внутреннего покоя и духовной мудрости. Некоторые деревенские жители продвинуты духовно не больше собак и буйволов, среди которых живут. Что касается горожан, которые переселяются в деревню, чтобы избавиться от кошмара городской жизни, то им тоже не на что расчитывать, поскольку суетность и проблемы следуют за ними по пятам. В конце концов, по своей природе материальный мир исполнен страданий. И где бы ни жил человек ѕ в городе или в деревне ѕ без осознания Бога его жизнь ничем не лучше жизни животного.

И все же простая жизнь на земле куда более способствует развитию сознания Бога, нежели жизнь в усложненном урбанистическом обществе. Все в природе напоминает о Боге тому, у кого есть глаза, чтобы это видеть. Вот почему издавна святые мудрецы предпочитали жить вдалеке от городской суеты. Вдыхая свежий воздух и утоляя жажду чистой водой, они могли мирно размышлять о Господе, как о причине и опоре всего сущего.

В индустриально развитом обществе люди далеки от такого безмятежного существования. Жизнь в современных городах оторвана от первоисточника и искусственна. Горожане, даже если это люди верующие, имеют весьма скудное представление о взаймосвязи человека, Бога и природы. Они считают, что пища берется из магазина, свет из выключателя, а здоровье из таблеток. Международные корпорации истощают природные ресурсы, заставляют людей работать на заводах и сбывают им всевозможный хлам. Индустриализация и потребительский дух превращают людей в эгоистичных, невежественных и грубых материалистов. Светская система образования внушает идею о том, что человек ѕ хозяин своей судьбы, а природа ѕ это довесок прогресса ѕ дикий зверь, которого необходимо взнуздать и подчинить себе.

Однако, несмотря на весь технологический прогресс и экономическое развитие, городские жители не имеют элементарной

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 22