Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 21

постоянно слыша имя Господа.

Многие города и деревни в Бенгалии названы именами Кришны, как правило, по имени местного Божества. К примеру, в Бангладеш есть селения под названием Гопалгандж, Гопалди, Нарасимхди и Мадхавди. В Западной Бенгалии есть город Кришнанагар, названный в честь царя, которого звали Кришна.

Категория верующих в бенгальском обществе отнюдь не ограничивается простыми и необразованными людьми. Я понял это, познакомившись с главой факультета санскрита Университета Дакки, Парешем Чандра Мандалом, и побывав у него дома. Когда я вошел в дом, он сидел в окружении нескольких учеников. Усадив меня, он принялся защищать разные атеистические теории, спрашивая меня, почему мы должны верить в Бога и принимать Кришну за Всевышнего. Я вежливо отвечал на его вопросы десять-пятнадцать минут, после чего мной овладело некоторое разочарование. Я сказал: «Мне удивительно, что такой ученый и уважаемый в обществе человек отвергает утверждения богооткровенных писаний и проповедует эти странные теории». При этих словах профессор Мандал и его ученики разразились громким смехом. Тут я понял, что они просто проверяли мое знание, веру и терпение. Но с каким юмором это у них получилось. Судя по смеху, проверку я выдержал.

В любой крупной индусской деревне есть место под названием хари-сабха. Хари — это имя Кришны, а «сабха» означает «собрание». По крайней мере раз в неделю деревенские жители собираются там вместе и поют святые имена, а иногда читают «Шримад-Бхагаватам»37 или «Шри Чайтанья Чаритамриту». Шрила Прабхупада пишет: «В Бенгалии до сих пор много мест под названием хари-сабха, где местные жители собираются, чтобы петь Харе Кришна маха-мантру38 и обсуждать игры Господа Кришны39.»

В течение восьми месяцев засушливого сезона проводятся дхарма-сабхи. Летом в особенности люди готовы сидеть всю ночь напролет, слушая речи разных проповедников. Для бенгальцев религия до сих пор остается предметом, вызывающим неподдельный интерес, и волнует людей больше, чем политика, внутренняя жизнь страны, спорт и тому подобные преходящие темы.

Любая вайшнавская церемония непременно начинается с предложения Господу сандаловой пасты. Сандаловую пасту получают, энергично растирая кусок сухого сандалового дерева о шершавую поверхность камня, смоченного водой. В результате получается бледно розовая ароматная паста, обладающая сильным освежающим эффектом. Готовую пасту кладут в небольшую медную тарелочку, и один из преданных, обмакнув в нее цветок, прикасается им сначала к изображению Божеств, затем к священным книгам, мридангам и караталам, используемым в духовных песнопениях, к старшим вайшнавам и, наконец, ко всем остальным присутствующим мужчинам.

Во время более крупной церемонии обязанность умащать других сандаловой пастой берет на себя самый старший и уважаемый член общины. Часто те, кого он умащает, в ответ обнимают его и, взяв у него из рук тарелочку с пастой, умащают его самого. Сандаловую пасту наносят на лоб, иногда на руки и грудь, в особенности, если это старшие преданные. После того как сандаловый прасад достался всем присутствующим мужчинам, его отдают женщинам, которые так же умащают им друг друга.

Несмотря на врожденную религиозность, совсем не многие жители Бангладеш в серьез относятся к самоосознанию. Одна из причин этого заключается в том, что сама культура дает людям чувство умиротворения и безопасности. Люди довольны своей жизнью и готовы жить так вечно. Без проповедников, объясняющих людям, что цель человеческой жизни ѕ попытаться осознать Бога, даже такая возвышенная культура не поможет понять истинную суть религии, как она описана в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.10): «Не нужно стремиться к удовлетворению чувств. Следует желать лишь здоровой жизни или самосохранения, ибо человек рожден, чтобы вопрошать об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его существования.»

Мусульмане

Мусульмане, живущие в Восточной Бенгалии, также во многом следуют ведической культуре — порой даже в большей степени, чем большинство индусов в Индии. К примеру, однажды, в Дакке я наблюдал, как одна мусульманская семья вышла на улицу встретить и коснуться стоп старших членов своего рода, приехавших из деревни.

Многие мусульмане в Бангладеш культурны настолько, что оказывают почтение садху, хотя не знают, как относится к «индусам с Запада». Иногда, когда я шел по деревне, мусульмане, ехавшие мне навстречу на велосипеде, останавливались и сходили на землю в знак почтения. Тогда мне было немногим более двадцати, а некоторые из них годились мне в деды. Но культура настолько глубоко укоренилась в их сердцах, что они слезали с велосипеда на землю и по-мусульмански приветствовали меня одной рукой.

Во время освободительной войны 1971 года, мусульманские солдаты-пенджабцы из Западного Пакистана уничтожали не только индусов, но и живущих в Бангладеш мусульман. В свое оправдание они заявляли: «Эти люди — вовсе не мусульмане. Они пишут индийскими буквами и говорят на языке, происходящем от санскрита. Они следуют обычаям и культуре индусов.» Многие мусульмане в Бангладеш почти не зовут друг друга собственными именами, вроде Манзурул Кхан и тому подобных, а используют при общении прозвища ѕ такие индийские имена, как Камал или Дилип.

Многие мусульмане ѕ в особенности состоятельные люди ѕ обращаются за советом к астрологам, хотя астрология — и ведическая наука. У астрологов консультируются ѕ как и все индусы ѕ большинство мусульманских политиков и бизнесменов. Они советуются с

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19