Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 4. Творение четвертого уровня

Глава 17. Махараджа Притху гневается на Землю

Текст: 9

ШБ 4.17.9
маитрейа ува̄ча
йада̄бхишиктах̣ пр̣тхур ан̇га випраир
а̄мантрито джаната̄йа̄ш́ ча па̄лах̣
праджа̄ ниранне кшити-пр̣шт̣ха этйа
кшут-кша̄ма-деха̄х̣ патим абхйавочан

Пословный перевод

маитрейах̣ ува̄ча — великий мудрец Майтрея сказал; йада̄ — когда; абхишиктах̣ — был возведен на трон; пр̣тхух̣ — царь Притху; ан̇га — дорогой Видура; випраих̣ — брахманами; а̄мантритах̣ — провозглашенный; джаната̄йа̄х̣ — людей; ча — и; па̄лах̣ — защитником; праджа̄х̣ — подданные; ниранне — лишенные зерна; кшити- пр̣шт̣хе — на поверхности земли; этйа — приблизившись; кшут — от голода; кша̄ма — истощенные; деха̄х̣ — их тела; патим — к защитнику; абхйавочан — обратились.

Перевод

Великий мудрец Майтрея сказал: Дорогой Видура, когда великие мудрецы и брахманы возвели на престол Махараджу Притху, провозгласив его защитником всех обитателей царства, Земля не давала людям зерна. Истощенные от недоедания, подданные обратились к царю и поведали ему о своем горе.

Комментарий

Из этого стиха следует, что во времена Махараджи Притху царя избирали брахманы. В обществе варнашрамы брахманы считаются головой социального организма, поэтому они занимают верхнюю ступень социальной лестницы. Система варнашрама-дхармы, в соответствии с которой человеческое общество делится на четыре варны и четыре ашрама, научно обоснована. В «Бхагавад-гите» сказано, что варнашрама-дхарма создана не людьми, а Самим Богом. История Махараджи Притху свидетельствует о том, что в былые времена царская власть находилась под контролем брахманов. Когда во главе страны становился нечестивый царь, такой, например, как Вена, брахманы, обладавшие огромным могуществом, уничтожали его и заменяли более достойным правителем, предварительно убедившись в том, что будущий царь наделен всеми необходимыми качествами. Другими словами, брахманы — великие мудрецы и самые разумные люди общества — держали под своим контролем действия монарха. В этом стихе говорится также, что брахманы возвели царя Притху на трон для того, чтобы он защищал своих подданных и заботился о них. Изнуренные голодом люди обратились за помощью к царю и попросили его принять неотложные меры. Система варнашрама-дхармы совершенна во всех отношениях. Она дает брахманам возможность направлять действия главы государства и следить за тем, чтобы он заботился о своих подданных. Кшатрии защищают народ, а вайшьи, находящиеся под покровительством кшатриев, заботятся о коровах, растят хлеб и обеспечивают все прочие сословия общества продуктами питания. А шудры, или рабочие, занимаются физическим трудом, служа представителям трех высших сословий. Такова структура идеального общества.