Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 4. Творение четвертого уровня

Глава 17. Махараджа Притху гневается на Землю

Текст: 10-11

ШБ 4.17.10-11
вайам̇ ра̄джан̃ джа̄т̣харен̣а̄бхитапта̄
йатха̄гнина̄ кот̣ара-стхена вр̣кша̄х̣
тва̄м адйа йа̄та̄х̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇
йах̣ са̄дхито вр̣тти-карах̣ патир нах̣
тан но бхава̄н ӣхату ра̄таве ’ннам̇
кшудха̄рдита̄на̄м̇ нарадева-дева
йа̄ван на нан̇кшйа̄маха уджджхиторджа̄
ва̄рта̄-патис твам̇ кила лока-па̄лах̣

Пословный перевод

вайам — мы; ра̄джан — о царь; джа̄т̣харен̣а — огнем голода; абхитапта̄х̣ — измученные; йатха̄ — совсем как; агнина̄ — огнем; кот̣ара-стхена — в дупле дерева; вр̣кша̄х̣ — деревья; тва̄м — к тебе; адйа — сегодня; йа̄та̄х̣ — мы пришли; ш́аран̣ам — прибежище; ш́аран̣йам — являющийся надежным прибежищем; йах̣ — который; са̄дхитах̣ — назначенный; вр̣тти-карах̣ — дающий работу; патих̣ — повелитель; нах̣ — наш; тат — поэтому; нах̣ — нас; бхава̄н — Ваше величество; ӣхату — пожалуйста, постарайся; ра̄таве — дать; аннам — пищу; кшудха̄ — от голода; ардита̄на̄м — страдающим; нара- дева-дева — о верховный повелитель всех царей; йа̄ват на — иначе; нан̇кшйа̄махе — мы погибнем; уджджхита — лишенные; ӯрджа̄х̣ — пищи; ва̄рта̄ — предписанные обязанности; патих̣ — дающий; твам — ты; кила — на самом деле; лока-па̄лах̣ — защитник народа.

Перевод

Дорогой царь, как высыхает дерево, в дупле которого разведен костер, так и мы иссохли от огня голода, горящего в наших желудках. Ты, защитник всех, кто находится под твоей властью, поставлен во главе государства для того, чтобы дать нам работу и позаботиться о нашем пропитании. Поэтому мы пришли к тебе, ища покровительства и защиты. Ведь ты не просто царь, ты — воплощение Бога, царь всех царей. Твой долг — следить за тем, чтобы мы занимались своим делом, ибо ты даешь нам средства к существованию. Поэтому, о царь царей, мы смиренно просим тебя избавить нас от голода и позаботиться о том, чтобы каждый из нас получил причитающуюся ему долю зерна, иначе нам грозит голодная смерть.

Комментарий

Царь обязан следить за тем, чтобы в его государстве представители всех социальных групп: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры — занимались своим делом. Так же, как долг брахманов — возвести на престол достойного царя, долг царя — следить за тем, чтобы представители всех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) исполняли предписанные им обязанности. Из этого стиха явствует, что, хотя в то время людям было разрешено исполнять свои обязанности, они тем не менее оставались без работы. Они не были ленивыми, но, несмотря на это, им не удавалось произвести достаточно продуктов питания, чтобы обеспечить себя. Оказавшись в трудном положении, подданные должны обратиться к главе государства — президенту или царю, который обязан сделать все необходимое, чтобы помочь своим подданным.