Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Бхакти Видья Пурна Свами - Варнашрама - Страница 8

и потому, что это - потенциальный гриха-стха. Если брахмачари не следует строго своим обетам, он не станет достойным уважения грихастхой. Поэтому Трила Прабхупада говорит, что только перво-

классный брахмачари становится первоклассным грихастхой.

Итак, если между членами общества существует должное уважение, и они понимают смысл такого социального устройства, никто не будет критикошвать другого, какое бы положение он ни занимал в системе варнашрамы. Трешния возникают только вследствие нашего невежества. Если грихастха говорит брахмачари, что надо быть честным с самим собой, жениться и перестать устшраивать шоу, то это значит, что он не понимает, что до тех пор, пока человек не станет первоклассным брахмачари, он не сможет быть первоклассным грихасштхой, а, следовательно, иметь первоклассное потомство. Поэтому грихастхи пытаются создать благоприятные условия, чтобы брахмачарии могли получить хорошее обучение, ведь только тогда они станут хорошими грихастхами. Брахшмачари не станет критиковать тех, кто женился, потому что это путь, с помощью которого можно искоренить привязанности. Как правило, человек критикует то, что у него у самого есть в сердце. В действительности, брахмачари женится не ради чувственных наслаждений, а для того, чтобы порвать свои привязанности с материальным существованием в материальном мире.

Трила Прабхупада часто приводил в качестве примера одну историю о брахмане и проститутке. Волею судеб, их дома были расположены друг напроштив друга. Каждый день брахман, который был чистым преданным, совершал жертвоприношения и поклонялся Божествам. §енщина же оказалась в настолько жалком положении, что была вынуждена зарабатывать на жизнь, торгуя своим телом. Брахману соседство не нравилось, и он только и думал, что об этой женшщине и ее занятиях. В конце концов, он решил показать этой проститутке, нашсколько она падшая. Каждый раз, когда в ее дом заходил мужчина, брахман выходил во двор и добавлял один камень в кучу ему подобных. §изнь брахмашна и проститутки шла своим чередом. А проститутка все время думала о том, какая она грешница и какой ужасный образ жизни она вела и как чист ее сосед брахман. В результате, в конце своей жизни она вернулась к Богу. Что же касашется брахмана, то он отправился в ад, потому что все время думал о проститутшке, причем далеко не лучшим образом.

Вместо того, чтобы фанатично порицать грихастх, брахмачари должен думать о своем служении Господу и т.д. Все трения между грихастхами и брахшмачари возникают лишь из-за невежества. Козда ашрамы устроены правильно, грихастхи естественным образом, питают уважение к брахмачари, поскольку те занимаются служением, ведут аскетичный образ жизни и т.д. Брахмачари же уважают грихастх за их зрелость, богатый жизненный опыт и родительскую опеку. Варнашрама подобна телу; не зная, как функционирует тело, мы не смошжем понять, как действует эта система. Представьте себе, что ваши руки тянутшся в одну сторону, а ноги - в другую. Что путного выйдет из этого? Наилучшим образом варнашрама описана Нарадой Муни в Тримад Бхагаватам. Он объясшняет ее Адхиштхире Махарадже, останавливаясь на каждом ашраме и варне. Трила Прабхупада говорит, что если вы присмотритесь к своему телу, то уви-

дате, насколько гармонично взаимодействуют между собой его органы: руки кладут пищу в рот, не пытаясь наслаждаться ей сами, желудок переваривает пищу и отдает энергию и т.д. Так можно понять, каковы взаимоотношения межшду членами всей системы варнашрамы. Варнашрама действует лишь благодаря знанию и пониманию собственного положение и положения других в данной системе.

Вопрос: У меня есть определенное понимание и мне хотелось бы, чтобы вы прокомментировали его. Мы знаем, что существуют три гуны материальной природы, а именно: добродетель, страсть и невежество, и есть эмоции. При этом, существует определенное прогрессивное развитие с низших сегментных эмоций (гнев, вожделение и т.д.) до высших, проявлением которых в материшальном мире являются, например, любовь матери к ребенку, сострадание, сошчувствие и т.д. Мужчине с аналитическим складом ума очень трудно развить эмоции высшего уровня, а, следовательно, и любовь к Богу. В то же время, грихастхи в семейной жизни получают возможность возвысить свои эмоции, которые помогают им продолжать преданное служение Господу. Как вы можете прокомментировать это?

Ответ: В принципе, вы правы. Но необходимо учитывать некоторые асшпекты, иначе данный механизм не сработает. Одним из них является уровень сознания. Анамайа - это уровень эмоций и чувств, но человек только тогда на- Я чинает принимать во внимание нужды других, когда поднимается на уровень Ц пранамайи. |

В качестве примера уровня пранамайи Трила Прабхупада приводит чи- Ц стую любовь матери по отношению к ребенку, когда она заботиться о нем и делает все ради него. В данном случае мать поднимается с уровня эмоций и чувств до пранамайи. Если же ее мотивы эгоистичны, она находится на уровне анамайи. Если человек достигает платформы анандамайи, то он естественным образом развивает

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6