МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ. Прп. Ипатию, который,
как сказано в прологе, "жены бескормлены... млеко точити сотвори".
В СЛАБОМ УЧЕНИИ ДЕТЕЙ. Св. трем отрокам: Ананию, Азарию и Мисаилу (17
Д), которые прославились мудростью при дворе вавилонского царя.
Еще рекомендует священник в своей книге молитвы в случаях заботы о
должности, в печали родительского сердца о сыне или дочери, о
благополучном возвращении из далекой отлучки, при ненависти мужа к жене,
при тоске по родине.
Он же дает советы, как вести себя: при входе в новый дом, в питейных
домах, при освящении пчельника, при сеянии, во время жатвы, как достичь
успеха в рыболовстве, торговле, спастись от пожара, при засухе, во время
голода, против порчи плодов, как сохранять от падения скот, чтоб отыскать
украденное.
В главе об ожидаемых и неожиданных опасностях для жизни Е.Поповым
указывается когда и кому следует молиться: при плавании на воде, от
мороза, когда затерялась дорога или напали грабители, при удавлении
костью, от скоропостижной смерти, чтоб не умереть без исповеди и святого
причастия, чтобы больной, у которого нет надежды выздороветь и который
мучается и в тягость другим, скорее скончался, против вреда со стороны
лжеволшебников, в тюремном заключении за вину и без вины, в случае смерти
на войне, в плену у врагов.
В ДУШЕВНЫХ НЕДУГАХ ИЛИ В ПОГИБЕЛИ ДУШИ.
КОГДА НЕВЕРИЕ БЕСПОКОИТ ДУШУ. Ап. ФОМЕ (6 О). Фома сам прошел это
тяжкое для духа состояние. На молебне следует читать Евангелие от Иоанна
(гл. 20, стр. 24-29). Прп. Павлу Препростому (4 О). Павел известен
простотой своей веры и сердца.
В УНЫНИИ. Свт. Тихону, еп. Воронежскому, Задонскому чудотворцу (13
А). Тихон также сам долго и сильно боролся с этим душевным недугом.
В ОТЧАЯНИИ. Свт. Иоанну Златоустому, архиеп. Константинопольскому (13
Н). Самой любимой для Иоанна Златоустого в служении слову Божию (Деян.
6,4) была речь надеяться на милосердие Господа, таким образом, и любимою
его молитвою у престола Божия полагаем молитву за тех, которые, дойдя до
отчаяния, обращаются к его посредничеству пред Богом. Прп. Афанасию
Афонскому. Афанасий свершил в своей жизни множество чудес, сострадая
страждущим. Но между его чудесными благодеяниями особенно замечательна
скорая помощь отчаявшимся. Так, например, он тотчас успокоил дух одного
человека, у которого уже готова была петля, чтоб удавиться (и этот человек
принес к нему петлю). Двое других отчаянных в разные времена и разными
орудиями решились было по дьявольской ненависти к нему лишить жизни его
самого. Но он помиловал и исправил этих убийц.
В СТРАСТИ ГНЕВА. Прп. Ефрему Сирину (28 Я). Ефрем от природы был
также характера вспыльчивого, но после продолжительной борьбы с собой
усвоил, с Божией помощью, дар совершенного незлобия.
ПРОТИВ ГОРДОСТИ. Прп. Сергию, игум. Радонежскому, и всея России
Чудотворцу (25 С) и прп. Алексию, человеку Божию (17 М). Основанием для
молитвы этим святым на сей раз полагаем глубокое их смирение и духовную
нищету.
ПРОТИВ СРЕБРОЛЮБИЯ. Прп. Федору. Пристрастился было Федор к
найденному серебру, но раскаялся и исправился. И смерть он встретил от
сребролюбивого же человека.
В СТРАСТИ ПЬЯНСТВА И ЗАПОЯ. Мч. Вонифатию (19 Д) и прп. Моисею Мурину
(28 А) оба они погибали от страсти пьянствал, но обратились и удостоились
мученической кончины.
В ОПАСЕНИИ ПОСТОРОННЕГО НАСИЛИЯ ДЕВСТВЕННОСТИ ИЛИ СУПРУЖЕСКОГО
ЦЕЛОМУДРИЯ. Прп. Моисею Угрину, Печерскому, в Ближних пещерах (26 Ил). Он
вынес искушение Иосифово. Искушение продолжалось для него долго (6 лет),
обнаруживалось со стороны бесстыдной госпожи его сначала ласками и
обещаниями, а потом пытками. Госпожа и садила его в яму, и морила голодом,
и секла розгами. Прп. Иоанну Многострадальному, в Ближних пещерах (18 Ил).
Когда Иоанн был еще в живых и изнемогал в своей борьбе с плотской
страстью, было прямое внушение Божие просить помощи у гроба сего угодника,
который несколько раньше подвизался и жил. Мчч. Александру и Антонине деве
(10 Ин). Когда последняя была отведена в дом