Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Карма и свобода воли - Страница 8

Таким образом, он находится под влиянием своей ситуации. Поэтому говорится, что обычно, если кто-то в невежестве, то жизнь его совершенно предсказуема и он не использует свободу выбора для того, чтобы подняться над своей кармической ситуацией.

Вопрос: Говорилось, что в соответствии с кармой мы получаем тело, и грубое, и тонкое. Но ведь в нашей реакции на происходящее тонкое тело принимает самое непосредственное участие. Не является ли это показателем того, что эта реакция будет предопределена?

Ответ: Безусловно, тонкое тело находится под влиянием нашей кармы через посредство гун. Но также мы должны понимать, что тонкое тело очень гибко. Если бы это было не так, то никто не был бы в состоянии поменять свое мышление, свои качества и тогда карма продолжалась бы совершенно однозначно. Поэтому если речь идет о тонком и грубом теле, то грубое тело поменять сложнее. Приходится ждать до следующей жизни. Но тонкое тело меняется, и именно в зависимости от состояния тонкого тела мы получаем грубое в следующей жизни. И в тонком теле всегда происходят какие-нибудь изменения. Если бы этого не было, то мы бы всегда получали одно и то же грубое тело. Но этого не происходит. Из этого видно, что изменения происходят. Проблема только в том, что мы меняемся не очень разумно, и не управляем эффективно своими изменениями. Как-то я показывал вам диаграмму с наслоением тонких тел. В конечно счете, семенем остальных слоев является слой ложного эго. Мы можем менять все остальные слои:

эмоций, идей, — и это может поднять нас на уровень благости. И даже если мы

15

рождаемся с каким-то плохим тонким телом, плохим умонастроением, с греховными желаниями, посредством своих действий и выборов в этой жизни мы можем изменить его. Но главное влияние на нас оказывает то, с кем мы общаемся. Поэтому мы говорим, что общение с преданными является основной движущей силой в продвижении по ступеням преданного служения. Мы очень незначительны и крохотны, очень обусловлены. И общение с преданными помогает нам сделать правильный выбор. Конечно, чем чище мы становимся, тем большую возможность получает душа, чтобы делать выбор. Но до тех пор, пока мы находимся в человеческом теле, мы несем ответственность за все наши поступки. Мы не можем свалить вину на ум, на тонкое тело за свои поступки. Душа переходит из тела в тело потому, что выбирает именно она. В конечном счете, мы должны убрать этот тонкий слой ложного эго. Если мы сделаем это, то все поменяется. Если мы принимаем решение заниматься преданным служением, то это самое главное, что мы можем сделать, чтобы освободиться от тонкого тела.

Вопрос: Господь Калила говорит, что тонкое тело растворяется у чистого преданного как пища в желудке. Происходит это на уровне брахма-бхуты — освобождения или каком-нибудь другом?

Ответ: Если тонкое тело полностью растворяется, я полагаю что это — уровень освобождения. Когда мы погружаем элементы своего тела в стихии:

воздух погружаем в воздух и т.д., все это погружаем в ум, в конце концов, просто уходим из материального мира. Также это можно понимать в несколько другом значении и сказать, что когда живое существо становится чистым, то функции ума берет на себя атма, которая тоже обладает своим умом — духовным. Определение бхавы говорит, что на этом уровне нисходит духовная энергия и пронизывает ваши ум и чувства и, таким образом, на этом уровне они одухотворяются. Таково может быть значение.

Вопрос: Означает ли это, что у дживан-мукты (освобожденной личности) остается тонкое тело, которое может быть одухотворено? Ответ: Возможно. Оно имеет хорошие цвета — золотые.

Вопрос: Что из себя представляют желания атмы7

Ответ: В высшем смысле можно сказать, что атма ответственна за принятие всех решений. Атма регистрирует все наслаждения и страдания, и именно она в высшем смысле ответственна за все решения. Но возникает проблема, потому что между отмой и всем остальным вот эта прослойка невежества и аханкары (ложного эго), и поэтому решения, которые мы принимаем, не обязательно будут хорошими. Поэтому наши решения, как правило, в одну сторону направлены: что приятно для моего чувственного наслаждения, что принесет мне счастье. Итак, комбинация дживы и потом всех наших симпатий и антипатий приведет нас к принятию какого-то решения. Мы

16

не можем ум обвинять во всем, потому что ответственность, в конце концов, падает на душу. К несчастью, чем глубже мы погружаемся в невежество, тем меньше душа способна нести ответственность. Вы можете спросить человека:

"Почему ты так сделал?", — а он скажет: "Ну, просто захотелось." Вот и все. То есть отождествление идет большей частью на этом уровне тонкого тела —рога и двеша. И в конце концов мы видим, что и душа, и тонкое тело вытаскиваются из грубого тела и помещаются в новое. Если бы душа не несла никакой ответственности, то чего ради она должна была из тела в тело перемещаться?

Вопрос: Можно ли сказать, что желания — это энергия души? Ответ: Да.

Вопрос: Что меньше приносит греха: употребление молочных или растительных продуктов?

Ответ: И то, и другое позволяется Господом, а если вы еще предлагаете это Господу, тогда вы

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6