лучи Кирлиана и тому подобное. Есть
ведь довольно много "интеллигентных людей", которые "верят" в загробную
жизнь и зачитываются ксерокопированными лекциями какого-то американского
психолога, который изучал людей, побывавших в состоянии клинической смерти.
В условиях демократизации статьи, подобные статье Ю. А. Андреева, способны
вызвать лишь улыбку. Ну, еще некоторое количество обывателей получит тему
для бурных разговоров, а кто-то и пользу извлечет. Действительно перестанет
обжираться тортами, может быть, будет чаще мыться и по утрам начнет бегать".
"По специальности я - врач, и часто сталкиваюсь с различными новейшими
системами здоровой жизни, а также способами ее поддержания. Это и
доморощенные изобретения, и переводные "самиздатовские" - например, книга
Уокера о лечении свежими овощными соками. Среди творцов издевательств над
своим и (что страшнее) над чужим здоровьем есть и медики (как тот же Уокер),
есть и дилетанты (вроде уважаемого автора). Объединяет их максимальная
уверенность в том, что их постулаты годны на все случаи жизни, и человек, не
пьющий "талую воду" и др., в осчастливливании и оздоровлении (что
подразумевает следование данной системе) в принудительном порядке. Права
эвтандии (то есть жить и умереть без сыроедения и хатха-йоги) они не
признают... Наконец, зададим вопрос: а чего добился Ю. Андреев "концлагерной
диетой" и прочими деяниями? Лишь освободил жену от необходимости "забить
холодильник" при отъезде. Той же цели можно добиться, научившись готовить
самому. Некий автор, усердно пропагандировавший систему тренировок на основе
хатха-йоги, в 1946 году умирал, а в 1963 ожил и даже восстановил
"воспроизводительные органы", как он выразился. А тут человек допенсионного
возраста, на физически нетяжелой работе, живущий в условиях изобилия
продуктов. Странно, если бы в таких условиях не сохранилось бы здоровье. А
что делать человеку, работающему на конвейере ВАЗа или в литейном цехе?
Хватит ли у него силы после смены следовать Ю. Андрееву во всем, и купит ли
он брюкву или гречку в Орловской (например) области?".
Пожалуй, достаточно. Я хотел бы лишь заметить, что во всех без
исключения письмах гневно муссируется тема доктора филологических наук,
забравшегося в чужую епархию, и славная тенденция любым способом представить
его то ли невежественным дурачком, то ли зловеще восставшим из-под земли
Лысенко. Прошло всего несколько лет, значительно возросло общественное
осознание путей и принципов здорового образа жизни, и нужно ли сейчас
опровергать адептов консерватизма? Тем более, что от других врачей (в том
числе и украшенных профессорскими эполетами) в то же самое время приходили
письма прямо противоположного содержания - иногда с предложениями о
сотрудничестве, иногда с благодарностью и просьбами о помощи конкретными
советами.
Я далек от представления о победе рациональных взглядов на здоровье в
нашем отечестве: нет, это в преуспевающих странах, например, в Америке
стремятся к раздельному питанию (согласно практическим разработками
замечательного теоретика и практика Г. Шелдона) и к преимущественно
растительному питанию (согласно чудесным результатам, исповедуемым
удивительными долгожителями Н. Уокером и П. Бреггом). У нас же господа
ученые высмеивают эту неопровержимую практику либо изящно ("божья роса и
пища из одуванчиков"), либо пролетарски-вдохновенно ("а что делать человеку,
работающему в литейном цехе?"). Я получил и получаю множество писем от людей
разных профессий с благодарностью за новые горизонты, открывшиеся с
переходом на концепцию "Трех китов здоровья", но в то же время храню в
качестве "документа эпохи" некое уникальное послание, которое
свидетельствует о диалектической смычке светлых верхов и самых темных низов.
Вот оно:
"Тов. Андреев! Прочитала в журнале "Нева" No 2 за 1988 г. статью "Три
кита здоровья", и захотелось Вам сказать по-русски: "Хватит х...ней.
заниматься!" Три сушеные, вернее, две груши, брюква, капуста и прочая
ерунда. Если сами с ума по-маленьку сходите, так других не пугайте. Ешьте,
что угодно, но рабочему человеку, а