или в домах, окруженных цветниками или гранатовыми садами, в одежде
смоченной прохладной сладковатой водой, обмахиваясь листьями манго,
как веером, всегда имея под рукой свежие плоды манго; спать на жесткой
постели, убранной цветами банана браминов, водяной лилии или лотоса,
максимально украшать жилище цветами; или прогуливаться около фонта-
на, вода которого ароматизирована ветиверией зизаниевидной и вылива-
ется из очень гладкого наконечника груди, рук или рта скульптуры, побе-
ждая жару.
Ночью надо спать на террасе, освещенной лунным светом. Люди, устав-
шие от жары, но удерживающие в равновесии свой ум, смогут восста-
новить силы с помощью умащения тела сандаловой пастой, украшения
цветочными гирляндами, ограничения сексуальной жизни, ношения тон-
кой и легкой одежды, обмахивания себя листьями пальмиры или длинны-
ми листьями лилии, сбрызгивания себя холодной водой, ношения гирлянд
из цветов корицы или жасмина, жемчужных и сандаловых украшений,
слушать голоса резвящихся детей, попугая и майны; рядом должны прогу-
ливаться женщины, прекрасные, как лотос, с цветами лотоса в волосах.
Во время сезона дождей, Агни, утомлявший человека на протяжении
лета, начинает снижать свою активность и выходит из состояния равнове-
сия (с помощью Вата и Капха доша). Они (доша) увеличиваются (обостря-
ются) из-за особенностей сезона, промоченной одежды, холодного и вне-
запного ветра, иногда приносящего с собой снег. Вода от постоянных дож-
дей становится грязной, кисловатой и все тепло нагретой за лето земли пе-
реходит на нее. За счет недостаточной силы Агни (пищеварения) доша на-
чинают друг друга выводить из состояния равновесия (тем самым порож-
дая множество заболеваний). В этом случае необходимо использовать все
основные методы балансирования тридоша и увеличения пищеваритель-
ной активности.
После завершения очистительных процедур (вамана, виречана), необхо-
димо сделать и Аштапана (декоктовую клизму). В пищу необходимо
употреблять горох, мясной бульон со специями, суп из дичи, супы из бо-
бовых, виноградное вино и выдержанные ферментированные декокты
(аришты), Масту (сыворотка, разведенная водой или кефиром) с солью и
порошком Панчакола (длинный перец, корень длинного перца, перец чаба,
имбирь, подорожник зейландский). Пить лучше прокипяченную дождевую
или колодезную воду. Пища должна быть кислая, соленая, жирная, сухая,
смешанная с медом и легко перевариваемая.
Человек не должен ходить пешком (а передвигаться на повозке, машине
и т.д.), пользоваться духами, спрыскивать свою одежду ароматическими
маслами, проводить время дома за интересными историями, избегать пере-
грева, переохлаждения, снега.
Противопоказаны речная вода, Удамантха (блюдо, приготовленное из
кукурузной муки, смешанной с топленым маслом), дневной сон, перенап-
ряжение и длительное пребывание на солнце.
У человека, который привык к холоду сезона дождей, но неожиданно
подвергается воздействию осенних солнечных лучей, Питта доша, слегка
уменьшившаяся за время сезона дождей, резко увеличивается. Именно по-
этому в это время рекомендуется прием Тикта гхрита (ее рецепт будут
описан в 19 главе Чикитша стханы), слабительного и кровопускание.
Человек должен есть горькую, сладкую или вяжущую пищу, легко пе-
реваривающуюся, например рис, горох, сахар, амалака, мед, трихозантес
двудомный и мясо диких животных.
Вода, в течение длительного времени днем нагретая жаркими солнеч-
ными лучами, ночью охлажденная лунным светом, очищенная светом
звезды Агастья , чистая, незагрязненная, балансирующая доша называется
Хамсодака. Она не продуцирует секрет внутри мелких каналов, тем самым
не блокируя их, не сухая (не создает сухости из-за нехватки смазки), для
питья она как Амрита (нектар бессмертия) и может использоваться для
разных нужд.
Вечера надо проводить на террасе, выкрашенной в белый цвет, нати-
рать тело сандаловой пастой, пастой из Vetiveria zizanoides или экстрактом
камфорной корицы, носить жемчужное колье и красивые одежды, гулять
при свете луны.
Следует избегать снегопада, использования щелочных субстанций, пе-
реедания тяжелой пищи, йогурта, жиров, масел, пребывания под прямыми
солнечными лучами, дневного сна, восточного ветра и алкоголя.
В холодное и в дождливое времена года в рационе должна преобладать
пища первых трех вкусов (соленая, кислая и сладкая); последние три -
весной; сладкий - летом; сладкий, горький и вяжущий - осенью; весной
еда и питье не должны содержать жиров; летом и в начале сезона дождей
они должны быть холодными, а в остальные сезоны - наоборот (теплые).
Так или иначе, вне зависимости от сезона, в идеале ежедневный рацион
должны входить все шесть вкусов (для поддержания здоровья), но все же в
каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса.
Неделя в начале и в конце каждого сезона называется Ритусандхи (со-
единение сезонов). В течение этого периода режим, указанный для преды-
дущего сезона должен очень плавно и постепенно сменяться режимом,
описанным для наступающего сезона. Нарушения этого правила ведут к
возникновению заболеваний, причиной которых является Асатмйа (сби-
тый режим, порядок).
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -
Так заканчивается глава Ритучарйа (годовой режим), третья в Сутраст-
хане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сы-
ном Шри Вайдйапати Симхагупты.