и конечностями,
долго сидеть на камнях.
Необходимо полностью приостановить любую активную деятельность
тела, ума или речи перед тем, как пойти в туалет; не стоит долго держать
согнутыми колени (также не рекомендуется спать калачиком).
Надо избегать находиться ночью под деревом, на перекрестке трех до-
рог, поблизости от священного дерева, перекрестка четырех дорог, храма.
Не следует жить около бойни, леса, притона и кладбища.
Не желательно в полдень гулять под солнцем, носить тяжести на голо-
ве, долго смотреть на очень мелкие, очень далекие, некрасивые и нечистые
предметы.
Категорически запрещается продавать, раздавать, изготавливать или
употреблять алкогольные напитки.
Человек должен избегать сильного ветра, солнца, пыли, снегопада, ура-
гана; чихать, кашлять, отрыгивать, зевать или заниматься сексом в проти-
воестественных позах; даже тени от эшафота, мест, запрещенных царем и
правительством, компании диких животных, битья животных и скота; лю-
дей низких, подлых, не цивилизованных и очень интеллигентных; враждо-
вать с хорошим человеком; есть, заниматься сексом, спать, учиться и т.д.
во время восхода и заката; принимать пищу от врага, после жертвоприно-
шения, от проститутки, от торговца; издавать звуки разными частями тела,
ртом или ногтями, махать руками или трясти волосами; двигаться между
двумя водоемами, огнями и монахами; неприятных запахов; стремиться к
выпивке, сексу и давать свободу женщине.
Для разумного человека весь мир - Ачарйа (Учитель), и после длитель-
ных размышлений необходимо понять его наставления.
Сострадание ко всем живым существам, отсутствие жадности, контроль
тела, речи и ума, рассматривание чужих интересов как своих - это призна-
ки хорошего человека.
Тот, кто постоянно думает о том, как правильно и праведно провести
день и ночь, тот никогда не будет несчастен.
В этих стихах вкратце перечислены основные принципы хорошего по-
ведения и тот, кто будет их соблюдать, будет преисполнен долголетия,
здоровья, благосостояния и достигнет высокого положения в обществе, и
не только в этой жизни, но и в следующей.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya
su]-Sqne idncyaR nam iOtIyo_?yay: -- 2 --
Так заканчивается глава Диначарйа (режим дня), вторая в Сутрастхане
Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном
Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава третья
РИТУЧАРЙА АДХЙАЙА
(годовой режим)
Aqat ctucyaR?yay Vya%(yaSyam: -
sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -
Сейчас мы поведаем главу Ритучарйа (режим дня), как поведал Атрейа
и другие великие мудрецы.
Каждые два месяца, начиная с месяца Магха (середина января - середи-
на февраля) чередуются шесть сезонов - шишира (ранняя весна), васанта
(весна), грищма (лето), варща (сезон дождей), шарат (осень) и хима (зи-
ма). Три из них, начинающиеся с шиширы, относятся к северному солнце-
вороту и ежедневно отнимают силу у человека.
В силу своей природы, во время северного солнцеворота солнце и ветер
становятся очень сильными и сухими и отнимают все холодные качества у
земли, воды и т.д.; горький, вяжущий и острый вкусы соответственно трем
сезонам становятся наиболее проявленными и насыщенными энергией; в
природе доминирует Огонь.
Три сезона, начиная с варща, относятся к южному солнцевороту - пери-
оду, когда Солнце отдает свою силу людям. В силу того, что Луна стано-
вится более сильной, а Солнце теряет свою силу, земля, лишаясь солнеч-
ного тепла, отдается холоду, дождям (снегу), холодному ветру; наиболее
насыщенные энергией вкусы - кислый, соленый и сладкий соответственно.
В холодное время года активность человека должна быть наибольшей,
летом - наименьшей, а в межсезонье - средней.
Зимой люди сильны, огонь желудка становится наиболее активным,
ведь ему постоянно приходится бороться с холодом. С помощью Вата до-
ша он начинает разрушать ткани тела; в это время года необходимо есть
пищу, обладающую сладким, кислым и соленым вкусом.
Ночи становятся длиннее, после пробуждения человек сразу чувствует
голод, поэтому в этот сезон хорошо принимать масляную ванну с масла-
ми,