35. Шавасана ? расслабление в позе мертвого тела
[Эта асана известна также под названием Мритасана ? поза смерти ? и
является САМОЙ СЛОЖНОЙ АСАНОЙ, хотя внешне выглядит САМОЙ ПРОСТОЙ.
Кроме того, Шавасана, безусловно, ? САМАЯ ГЛАВНАЯ из всех асан.]
Техника выполнения. Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат
вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего
тела. Выдохнуть. Не расслабляясь, выполнить несколько полных дыханий.
Закрыть глаза и расслабиться, позволив кистям свободно лечь ладонями
вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в
полторы ширины плеч. Внимательно отследить состояние мышц всех частей
тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных
суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от
промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Просмотр головы в
такой последовательности: затылок ? макушка ? боковые поверхности и
уши ? щеки ? губы, язык ? нос ? лоб ? глаза. Расслабление лба и глаз ?
необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум не
удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где
оно ощущается. Достаточно эффективный прием ? просмотр основных
суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать
ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу
относящаяся, расслабляется сама собой. Дыхание сначала должно быть
довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом ? естественным, и в
конце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оно
само пожелает. О нем желательно просто забыть. Существует огромнейшее
количество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению,
но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свой
собственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен
стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и
идей, как в глубоком сне без сновидений, но ? бодрствующим. На
достижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведения
своего тела и сознания при расслаблении. Однозначно можно утверждать
лишь то, что попытка решить проблему "остановки" прямо "в лоб" ?
волевым усилием ? дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорее
может пригодиться принцип: сильнее напряжение ? глубже расслабление.
Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после
напряженных асан. В таких случаях не нужна даже ее первая фаза ?
напряжение всего тела, равно как и особые уловки, предназначенные для
снятия блоков напряжения в теле и остановки "внутреннего диалога". В
любом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило,
невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате
которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки
внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое
наблюдение за мыслями и их связью с дыханием ? отвлеченное и
безразличное.
Можно попытаться применить уловку, принятую в даосской практике ?
постепенно растягивать ненавязчивую остановку дыхания после выдоха.
ЛЮБАЯ ТРЕНИРОВКА ВСЕГДА ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ ШАВАСАНОЙ. Шавасану также
следует использовать в промежутках между выполнением упражнений, если
телу требуется отдых.
При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой Шавасане
больше пятнадцати минут нежелательно. [Существует простой способ
"энергетической подкачки" за счет практики Шавасаны. Шавасана при этом
выполняется до тех пор, пока она сама себя не исчерпает. Человек,
находящийся в глубокой Шавасане, вдруг неожиданно замечает, что
расслабление как бы мгновенно растворилось в мощном приливе сил и
полной готовности тела немедленно активно действовать и преодолевать
любые препятствия. Как правило, это происходит не ранее, чем через
сорок минут после входа в Шавасану, в течение которых в теле
наблюдаются различного рода психоэнергетические феномены. Мягкий
осторожный выход из Шавасаны в случае достижения этой фазы не нужен.
Следует просто потянуться, открыть глаза, встать ? и действовать,
стараясь по-возможности разумно распорядиться почерпнутой в Шавасане
силой.] Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень
мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног,
затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после
этого ? открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немного
полежать, и только после этого ? не спеша подняться в сидячее
положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного
превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место
во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же
необходим.
Для того, чтобы интенсифицировать процесс накопления в тонком теле
дополнительной энергии, можно лежать, соединив вместе пятки прямых
ног. Однако при недостатке опыта это несколько снижает эффективность
расслабления, а при слишком длительной успешной Шавасане может стать
причиной "внутреннего взрыва" в сознании, последствия которого могут
оказаться непредсказуемыми.
Поэтому лучшая поза, если в помещении не слишком холодно, ? с
разведенными на полторы ширины плеч ступнями.
Действие. Практика Шавасаны освобождает тело от всех напряжений и
подготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, она
может стать частичной заменой сна. Несколько минут практики Шавасаны
приводят утомленный организм в состояние равновесия, и человек
обретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особенно
полезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спать
регулярно.
Обычно в процессе тренировки Шавасана выполняется в течение одной-трех
минут после каждого упражнения или серии упражнений. Слабые, больные и
старые могут проделывать между упражнениями более длительную Шавасану
? до 10-15 минут, чтобы выполнение нескольких асан подряд не вызывало
чрезмерного напряжения.
Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающих
сердечными болезнями и гипертонией.
Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры ?
бодрствующего йогического сна без сновидений ? и входят в сферу
Универсального Ума.