сотрудницу офиса за пишущей машинкой, Прабхупада с юмором сказал: «Вот в этом заключается женская эмансипация? Чтобы она печатала?» Потом мы зашли к юристу и поговорили с ним об иммиграционных документах Прабхупады. Впоследствии Прабхупада заметил, что юрист просто берет деньги, обещая устроить вид на жительство, но все, что он пока сделал, – всего лишь продлил на несколько месяцев временное разрешение.
После того, как мы закончили свои дела с юристом, Шрила Прабхупада в моем сопровождении вернулся на Вторую авеню 26. Я предложил взять такси, но Прабхупада отказался: «Зачем тратить столько денег? Мы поедем на автобусе». Я не знал, где именно находится автобусная остановка, но Прабхупада знал, и вышло, что он вел меня, а не наоборот. Когда мы переходили широкую улицу, я постарался проявить заботу о Прабхупаде: посмотрел вначале налево и направо. Я сказал, что Нью-Йорк напоминает джунгли, разве что в этих джунглях нет змей. «А мистер Прайс?» – спросил Прабхупада. Потом мы сели в автобус, который отвез нас до храма. Когда мне показалось, что мы уже въезжаем в наш квартал, я сказал, что сейчас нажму кнопку, оповещающую водителя о желающих выйти, но Прабхупада ответил: «Нет, нам ехать еще одну остановку». Пока мы ехали по Бауэри, Прабхупада показал мне, где он раньше останавливался, и называл некоторые другие знакомые ему места. Я был рад, что имею возможность так неформально общаться с Прабхупадой.
Когда мы шли от остановки до храма, я спонтанно спросил, почему фальшивые организации вроде Миссии Рамакришны, не будучи подлинными, все же смогли открыть множество отделений по всему миру, а мы – пока не смогли? Прабхупада не дал ответа. Я был ошеломлен тем, что он вообще ничего не ответил, и вдруг понял, что поступил неправильно, когда вдруг слишком фамильярно влез со своим вопросом.
Оставшуюся дорогу до храма я испытывал психологические страдания из-за допущенной мною ошибки (неуместного вопроса). Когда мы дошли до нашего здания, Прабхупада, так ничего и не сказав, молча пошел наверх, в свою квартиру, а я вошел в храм через главный вход. Может быть, Прабхупада и не был недоволен, а просто он не стал повторять то, что им ранее уже было объяснено. Возможно, я неправильно понял его поведение. Но ученик не может требовать, чтобы его духовный учитель объяснял все так, как хочет ученик. Слуга должен просто служить.
Через полтора месяца после возвращения РІ РќСЊСЋ-Йорк Сѓ Прабхупады РІРґСЂСѓРі произошел инсульт СЃ последующей частичной парализацией. Р’ «Вести РёС… РјРѕРі только РѕРЅВ» СЏ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описал госпитализацию Прабхупады Рё его выздоровление. Также там описано, как, наряду СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё преданными, СЏ делал Прабхупаде массаж Рё дежурил РІ больничной палате. Там Сѓ меня была возможность видеть Прабхупаду РІ разных бытовых ситуациях. Однажды РѕРЅ РІР·СЏР» больничную вегетаринскую пищу Рё смешал ее СЃ прасадом, который РјС‹ принесли РёР· храма. Прежде чем начать есть, РѕРЅ дал РїРѕ пригоршне прасада всем преданным, находившимся РІ палате, так что ему самому мало что осталось. РР· больницы Прабхупада отправился РІ РќСЊСЋ-Джерси, чтобы отдохнуть Рё восстановить Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ.
В небольшом домике, снятом нами в Нью-Джерси, Прабхупада сидел на своей кровати, а его слуга Гаурасундара делал ему массаж. Однажды во время массажа Прабхупада привел пример: «Как можно говорить, что во вселенной нет Бога? Вселенная подобна человеку. Человек может пойти к врачу, и тот, проводя обследование, обнаружит множество признаков жизни: пульс и так далее. Но если врач в заключение скажет: “Вы мертвы”, – то его диагноз иначе как безумным не назовешь».
Есть фотография Прабхупады, сделанная РІ простой студии . РќР° ней Прабхупада запечатлен без рубашки, его РіСЂСѓРґСЊ пересекает брахманский шнур, Р° РЅР° лбу стоит красивая тилака. Выражение лица кажется недовольным (может быть, нарочито). РљРѕРіРґР° Прабхупада находился РІ РќСЊСЋ-Джерси, РѕРґРёРЅ РёР· преданных СЃРїСЂРѕСЃРёР» Сѓ Прабхупады, чем РѕРЅ был недоволен, РєРѕРіРґР° его сфотографировали. Прабхупада сказал: В«Рто экстаз».
Прабхупада надеялся, что выздоровеет РІ РќСЊСЋ-Джерси, РЅРѕ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ его РЅРµ восстанавливалось. РћРЅ вернулся РІ Сан-Франциско. Спустя несколько недель Прабхупада опять оказался РІ РќСЊСЋ-Йорке, РЅРѕ теперь – уже РїРѕ пути РІ РРЅРґРёСЋ. РћРЅ считал, что сможет оправиться РѕС‚ болезни лишь там.
РњРЅРµ казалось, что после отъезда Прабхупады РІ РРЅРґРёСЋ СЏ стану беззащитным. Однажды, РєРѕРіРґР° Прабхупада находился наверху, РІ своей квартире, СЏ сидел РІ храмовой комнате Рё думал: «Если Прабхупада уедет, СЏ стану чувствовать себя так, как РіРѕРІРѕСЂРёР» Арджуна РІ «Бхагавад-гите» – словно разорванное облако. Хватит ли РјРЅРµ СЃРёР» оставаться РІ сознании Кришны, если Прабхупада РЅРµ вернется?В» Однако Шрила Прабхупада проповедовал нам, что РјС‹ обязаны остаться, Рё СЏ знал, что Сѓ меня есть дело, которому должен быть предан. Кришна защитит меня.
Во время последних дней пребывания Прабхупады в Нью-Йорке я уволился с работы, чтобы, по желанию Прабхупады, проповедовать в Бостоне. Прабхупада сказал, что в Бостоне я должен проводить публичные киртаны. Он сказал, что киртан – словно большая пушка; если петь громко, майя будет повержена.
После того, как Прабхупада пожелал мне успешной проповеди в Бостоне, я поклонился ему. Когда моя голова коснулась пола, Прабхупада дотянулся до меня и несколькими движениями погладил меня по спине