нему; рассказывал нам о Кришне. Он относился к нам настолько тепло, что нам хотелось оставить своих родственников и жить вместе с ним.
Шла неделя за неделей, я погружался в сознание Кришны все больше и больше, и уже не мог скрывать этого от родителей. А родители не скрывали, что не собираются терпеть это. Я старался не придавать этому значения и продолжал звонить им, рассказывая о своей работе в офисе службы социального обеспечения и спрашивая об их жизни на Статен-Айленд. Но когда они услышали, что я продолжаю общаться со Свамиджи, им это не понравилось. В конце концов, отец позвонил мне и сказал, что если я настаиваю на сознании Кришны, то они с матерью не хотят иметь со мной ничего общего. Я не мог поверить своим ушам. Неужели они могут разорвать наши отношения? По одной-единственной причине, что меня заинтересовал другая религия, – они готовы прекратить любые контакты со мной. Разве такое возможно?
Они годами боролись за статус среднего класса и понимали, что им придется прилагать большие усилия и дальше. Факт, что я оставил их религию карми, воспринимался ими как ересь, преступление. Я словно бы сделал что-то ужасное, шокирующее, скандальное. Хотя я и был их сыном, они не могли потерпеть такого. Что мне было делать? Я отрекся от мира карми. Но для них, истовых приверженцев деятельности ради плодов, это было всем.
Ртот телефонный разговор расстроил меня. Положив трубку, СЏ заплакал. Потом СЏ пошел РІ храм Рё стал повторять мантру. Было послеобеденное время, Рё РІ храме РЅРµ было никаких программ. Повторяя мантру, СЏ продолжал думать Рѕ разрыве СЃРѕ своей семьей Рё опять заплакал. Затем СЏ пошел РІ комнату Прабхупады. РЇ рассказал ему Рѕ разговоре СЃ отцом, который поставил условие – если СЏ Р±СѓРґСѓ оставаться РІ сознании Кришны, то РѕРЅ разорвет СЃРѕ РјРЅРѕР№ РІСЃРµ отношения. РљРѕРіРґР° СЏ, СЃРёРґСЏ напротив Прабхупады, делился СЃРІРѕРёРјРё переживаниями, было РІРёРґРЅРѕ, что РѕРЅ озабочен случившимся, РЅРѕ РїСЂРё этом Прабхупада как Р±С‹ сохранял отстраненность. Р’ его глазах проглядывало почти неуловимое веселье. РћРЅ РЅРµ стал меня длительно утешать, РЅРѕ СЏ, просто РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРІ СЃ РЅРёРј, обрел уверенность, что должен оставаться СЃ Прабхупадой. РћРЅ был РјРѕРёРј духовным отцом.
Во время разговора с Прабхупадой, я вспомнил, как Кришна улыбнулся, слыша сетования Арджуны, перед тем как поведать ему трансцендентное знание. По крайней мере, Прабхупада увидел, что я ему доверяю. Что касается меня, мне было ясно, что он мой наставник. Он обладал знанием, а я был его «пареньком».
Теперь СЏ понимаю, что РІСЃРµ это устроил Кришна. Некоторые РёР· старших духовных братьев тоже говорили РјРЅРµ РѕР± этом. Мать Нарады умерла, РєРѕРіРґР° ему было пять лет, Рё это дало ему возможности для быстрого РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ развития. Аналогично, став преданным, СЏ РЅРµ испытывал никаких проблем, порожденных привязанностью Рє родителям, поскольку РѕРЅРё так потрясающе отказались РѕС‚ меня. Семейная атмосфера, РІ которой СЏ вырос, РЅРµ была либеральной, основанной РЅР° свободных демократических отношениях между членами семьи. Родственные СЃРІСЏР·Рё были устоявшимися Рё прочными; СЏ занимал подчиненное положение. Привязанность Рє семье осталась Р±С‹ Сѓ меня РЅР° РІСЃСЋ жизнь. РќРѕ после того, как СЏ присоединился Рє Шриле Прабхупаде, родители поставили ультиматум: «Выбирай. Рли РјС‹, или сознание Кришны». РЇ сказал: «Хорошо. РЇ Р±СѓРґСѓ преданным». РЇ остался верен себе, Рё РѕРЅРё остались РїСЂРё своем. После этого СЏ еще четче осознал, что РѕРЅРё – убежденные карми. РС… религией был РЅРµ католицизм, Р° РіСЂРёС…Р°-врата.
Когда я рассказал одному из новых друзей в сознании Кришны о разрыве с семьей, он ответил, что с чем-то подобным столкнулся каждый преданный в отношениях с родителями, и это всегда болезненно. Моя ситуация не была исключением. Я видел, как иногда Прабхупада лично имел дело с родителями своих преданных. Значительную часть его последователей составляли евреи, а еврейские матери, обычно, сильно привязаны к сыновьям. (Один преданный как-то заметил в разговоре с Прабхупадой, что среди его последователей много еврейских парней. Прабхупада отнесся к этим словам с юмором и ответил: «Да, мы еврейский концерн».)
РљРѕРіРґР° Рє Движению присоединился Брюс (Брахмананда) СЃРѕ СЃРІРѕРёРј братом, Рє Прабхупаде пришла РёС… мать. Прабхупада РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» ее сделать пожертвование РЅР° развитие его РјРёСЃСЃРёРё. Женщина рассердилась Рё сказала: «Я уже отдала вам РґРІСѓС… сыновей! Чего же еще вам нужно?В» Р’ РґСЂСѓРіРѕР№ раз пришли посмотреть РЅР° Прабхупаду родители девятнадцатилетнего Майкла (Мадхусуданы). РРј хотелось, чтобы РёС… сын стал врачом, Р° РЅРµ преданным. Прабхупада сказал отцу Майкла, что врачей уже РјРЅРѕРіРѕ, Р° преданных Кришны – мало, поэтому РјРёСЂ испытывает большую потребность РІ преданных, чем РІРѕ врачах.
Шрила Прабхупада познакомился также с матерью Чака (Ачьютанады). Она была настроена дружелюбно и написала курсовую работу по психологии о причинах, по которым молодежь приходит к сознанию Кришны. Ее теория заключалось в том, что это следствие распада семей. Однажды мать Чака непринужденно беседовала с Прабхупадой и сказала, что только что была на собрании, где в комнате было невыносимо жарко. Пару минут Прабхупада объяснял ей, что материальная жизнь полна страданий. Женщина не согласилась: «Нет, я не согласна. Материальная жизнь не есть страдание». Тогда Прабхупада