все знаете. Теперь вы сами можете распоряжаться всеми финансами, и, пожалуйста, освободите меня от административной работы. Я прошу вас только об одном - ничего не испортите. Иногда я ругал вас, но делал это только для того, чтобы вы ничего не испортили.
Прабхупада сказал, что будет счастлив, если дела ИСККОН под руководством его лидеров будут идти хорошо.
- А я буду продолжать писать книги. Хорошо?
Он сказал, что есть ему теперь не надо. Поскольку у него нет никаких физических нагрузок, нет смысла подавать ему на обед чапати и рис.
Гирираджа возразил было, что преданным доставляет удовольствие видеть, как Прабхупада наслаждается прасадом. Но Шрила Прабхупада не обратил на его слова никакого внимания и сказал:
- Для того, чтобы мозг продолжал работать, мне будет достаточно немного фруктов или молока.
Однако такие настроения - когда Прабхупада намекал о скором уходе и заводил речь о необходимости отойти от дел и поститься - длились недолго. Они были реальными, практическими и серьезными, но вскоре Прабхупада опять возвращался к делам, обещал и впредь заботиться о своих учениках и о своем Движении. Поговорив недолго на подобные темы, он снова принимался яростно обличать глупость ученых и политиков.
Шрила Прабхупада сказал, что если человек не может принять простой логики, доказывающей, что Бог есть, это упрямство и даже безумие.
- Но эти животные, - сказал он, - слывут видными учеными, философами, теологами и так далее и тому подобное. Мы должны остановить их. На мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах. Таковы качества неверующего. Он либо душкритинах, либо нарадхама, мудха или майяйапахрита-гьяна. Майяйапахрита-гьяна - это люди высокообразованные, но лишенные знания. Асурам бхавам ашритьях - они не верят в существование Бога. Поэтому, как лидеры сознания Кришны, вы должны ставить этих негодяев на место.
Гирираджа: На самом деле, это даже приятно - критиковать их.
- Да, - рассмеялся Прабхупада. - Это приятный спорт.
Во время беседы в комнату вошел Кширачора-Гопинатха со свежей газетой.
- О чем пишет пресса? - спросил Прабхупада. - О чем говорят все эти негодяи? Газета - это сборник высказываний негодяев.
Гопинадха зачитал заголовки: "Честное заявление главному министру Конгресса... Проблемы вынуждают провести выборы ассамблеи".
- Опять выборы, - сказал Прабхупада. - Как будто выборы изменят их качества. Пусть остаются негодяями, просто на выборах заменяют одного негодяя другим. Пусть остаются негодяями и набирают голоса. Об этом написано в Бхагаватам: швавид-варахоштра кхараих самстутах.6 Население состоит из швавид-варахоштра, и эти люди отдают свой голос за еще одно большое пашу (животное). Да, это демократия. Эти избиратели сами являются пашу, животными, и выбирают очередное большое пашу. Вот что происходит. Эти негодяи не понимают, что если вместо тигра выбрать льва - что изменится? Только название. Раньше президентом был тигр. Теперь президент лев. Оба животные. Но где же человек? Вот что происходит. И поскольку они пашу, то и говорят: "О, теперь нами правит лев. Тигр смещен. Теперь будет лев". Вот что делается. Я прав?
Шрила Прабхупада продолжал пристально интересоваться положением дел в своем Движении. Его обеспокоило известие, что преданные, работающие на Би-би-ти в Лос-Анджелесе, получают зарплаты. Он ясно изложил свои принципы и попросил своего секретаря довести их до сведения всех преданных.
- Сознание Кришны означает вайрагья-видья, отрешенность и знание, - сказал он. - Они пользуются возможностями храма ради наслаждения собственных чувств. Понимаешь?
Прабхупада сказал, что в храме должны жить брахмачари и санньяси. Если грихастха оказывает нужное служение, то храм должен предоставить ему квартиру.
- Но зачем платить зарплату? - спросил Прабхупада. - Кто заговорил о зарплате? Куда делась вайрагья, отрешенность? Эти зарплаты нужно прекратить. Если они хотят зарплату, пусть работают во внешнем мире. А так, под именем вайшнавизма, он получает зарплату, живет припеваючи и наслаждает свои чувства. Итак, все вы, мои служащие, должны обдумать это и принять необходимые меры.
Прабхупада рассказал, что Господь Чайтанья вел жизнь идеального домохозяина с женой и матерью, однако оставил все это ради вайрагьи. За это Сарвабхаума Бхаттачарья прославил его: "Ты, Верховная Личность, явился как Шри Кришна Чайтанья, чтобы научить отречению и преданному служению".
В течение нескольких недель Гирираджа и его знакомый политик, г-н Раджда, обсуждали вопрос организации встречи Шрилы Прабхупады со вновь избранным Премьер-министром Индии, Морарджи Десаи. Когда об этом сообщили Шриле Прабхупаде, то главный вопрос состоял в том, соглашаться ли Шриле Прабхупаде ехать на встречу с Премьер-министром в город.
- Но это не уважительно, - сказал Прабхупада. -