санньясы.
Шрила Прабхупада был выше материальных обозначений варнашрамы, выше положения санньяси, но в то же время он был образцовым санньяси, призывающим многих других принимать санньясу и следовать по его стопам. Он говорил, что его последователи могут сделать больше, чем он: иметь больше последователей, издавать больше книг, открыть больше центров ИСККОН.
* * *
Бомбей, 24 января 1972 г.
В Бомбее Прабхупаду ждало разочарование. Преданные не рассчитались с г-ном Н. и ни на шаг не продвинулись в освоении участка в Джуху. Мадхудвиша Свами, которого Прабхупада оставил там вместо себя, честно признал свою неспособность нести ответственность за столь сложный проект. Ранее эта задача была возложена на Тамала-Кришну, но теперь он принял санньясу и ради странствий и проповеди сложил с себя полномочия секретаря Джи-би-си. Прабхупада остался в Бомбее без представителя. Прабхупада и так уже исполнял львиную долю обязанностей, но за всем уследить не мог, как не мог и постоянно оставаться в Бомбее.
Подыскивая опытного ученика, способного возглавить проект в Джуху, Прабхупада подумал о Брахмананде Свами, который в тот момент проповедовал в Найроби. Прабхупада решил слетать в Африку и пригласить Брахмананду Свами в Бомбей. Действовать нужно было немедленно, чтобы ИСККОН как можно скорей мог вступить во владение землей. Если преданные уже поселятся на этой земле, то даже если г-н Н. вдруг передумает, избавиться от них ему будет непросто.
Прихватив с собой Божества Радха-Кришны, Прабхупада без промедления вылетел в столицу Кении. Мурти, которые он отправил в Найроби до того, были повреждены при перевозке, поэтому на этот раз, чтобы нести метровые мраморные Божества, Прабхупада взял с собой в дорогу атлетически сложенного Махдудвишу Свами. По специальному разрешению службы аэропорта Мадхудвиша Свами, неся на руках Божество Кришны весом сорок пять килограммов, вошел в самолет вместе с Прабхупадой и поставил мурти рядом с его креслом. Затем он покинул борт и вернулся с Радхарани.
Большую часть полета Прабхупада дискутировал с Мадхудвишей Свами, выступавшим с позиций имперсоналиста. Как всегда, Прабхупада вышел из спора победителем.
- Вот так ты становишься проповедником, - говорил он. - Ты должен уметь защищать любую из двух сторон спора и побеждать. Так действовал Господь Чайтанья.
После первого визита Шрилы Прабхупады в Найроби четыре месяца назад, Брахмананда Свами с несколькими американскими преданными сняли дом в предместье. Они приобщили к Движению нескольких африканцев, но пока не имели ни храма, ни ашрама. Сами с трудом следуя простой программе, они не были готовы оказать Шриле Прабхупаде достойный прием.
В аэропорту Прабхупада столкнулся с обычным для Найроби явлением: никто не приехал его встретить. Местные преданные даже не были уверены, что он приедет. Секретарь Прабхупады телефонным звонком уведомил Брахмананду Свами о готовящемся визите Прабхупады в Кению и о том, что ему надлежало устроить встречу Прабхупады с президентом страны и организовать большой фестиваль в пандале. Однако никто так и не сообщил Брахмананде Свами, когда же именно прилетает Прабхупада.
В аэропорту Прабхупада с Мадхудвишей Свами бережно погрузили Божества в такси и отправились по адресу центра ИСККОН. Прибыв на место, Прабхупада позвонил в дверь. Открыв дверь и увидев на пороге своего духовного учителя, Брахмананда Свами с криком "Прабхупада!" распростерся в поклоне.
- Что случилось? - спросил Прабхупада, стоя рядом с Божествами. - Почему нас никто не встретил? - Но Брахмананда Свами не мог ничего сказать.
Как только Прабхупада прибыл в Найроби, его помощник, Мадхудвиша Свами, слег с гепатитом. Своего постоянного секретаря, Шьямасундару, Прабхупада оставил в Индии заниматься юридической стороной покупки земли в Майяпуре, и потому сейчас он оказался без помощника.
В Найроби Прабхупада имел обыкновение в полдень принимать душ и надевать свежую одежду. Но однажды, выйдя из душевой, он не смог найти своих вещей. По словам Брахмананды Свами, африканский слуга постирал их и повесил на веревку, а когда Брахмананда Свами пришел за ними, их на месте не оказалось. Вероятно, их украли. Прабхупада воспринял это спокойно.
Вечером того же дня, когда преданные ИСККОН-Найроби собрались в храме на вечернюю лекцию по "Бхагавад-гите", Прабхупада увидел на африканских юношах отдельные детали своей одежды: на одном была курта, на другом - фартук санньяси, на третьем - дхоти. Он указал на них Брахмананде Свами. Тот немедленно вывел их из комнаты и потребовал вернуть украденное. Получив все назад, Прабхупада только рассмеялся, не принимая это оскорбление всерьез.
Но что всерьез огорчило Прабхупаду в Найроби - так это качество пищи. Попробовав белую маисовую кашу, он назвал ее пищей для свиней, а твердый белый нут -годным лишь для лошадей. Тогда Харикрипа, чернокожий преданный из