яснее, чем где-либо, видели в преданных подлинных садху, а не чужаков и иностранцев.
- Это город преданных Радха-Говиндаджи, - заключил Прабхупада.
Начальник полиции - частый гость фестиваля - был радушен и почтителен. Когда Прабхупада с учениками шли по улицам города, полицейские отдавали им честь и останавливали движение, позволяя им пройти. Люди приглашали Прабхупаду в свои дома и принимали его, как царя.
Нескольким женщинам из числа своих учениц Прабхупада поручил понаблюдать за тем, как в Джайпуре поклоняются Божествам. Они сообщили, что Божества переодевают трижды - утром, вечером и на ночь. Рассказали они и о том, как жрец предлагает Божествам ароматические масла при помощи палочек с ватным наконечником, которые позже, вместе с цветочными гирляндами с Божеств, отдает молящимся в обмен на свежие гирлянды. Эти ритуалы поклонения - часть традиции, сказал Прабхупада, и их можно ввести во всем ИСККОН.
Каждый вечер Прабхупада выступал в пандале с речью и часто его представлял кто-нибудь из уважаемых людей города. В один из вечеров, выражая чувства искренней признательности и уважения к Прабхупаде и его Движению, его представила царица Джайпура.
После каждой вечерней лекции Прабхупада оставался на слайд-шоу о деятельности ИСККОН по всему миру. Как-то, во время показа слайдов, Шрила Прабхупада подозвал к себе Тамала-Кришну, который сидел неподалеку.
- Сейчас не время получать санньясу, - тихо сказал он, - твоя жена будет слишком сильно страдать.
Прабхупада откинулся на спинку вьясасаны, а Тамала-Кришна попытался переварить услышанное. Затем он наклонился к Прабхупаде и решительно произнес:
- Она все равно будет страдать, Шрила Прабхупада. Получу я санньясу сейчас или потом - она будет одинаково несчастна. Она никогда на это не согласится! А если боль неизбежна, пусть лучше она придет сейчас. Освободите меня. Она переживет.
Ничего не ответив, Прабхупада задумался. Тем же вечером, после программы в пандале он пригласил к себе своих учеников-санньяси, Субалу, Мадхудвишу, Гаргамуни и Девананду, а также своего личного секретаря Шьямасундару и самого Тамала-Кришну. Собрав их, Прабхупада спросил присутствующих:
- Тамала-Кришна хочет принять санньясу. Каково ваше мнение? Должен ли он это сделать?
Все ответили положительно. В конце концов, уступил и Прабхупада.
- Подготовьте все необходимое, - сказал он.
- Все давно готово, - объявил Тамала-Кришна.
- Тогда завтра утром мы должны провести церемонию.
На следующее утро, в пандале, перед жертвенным огнем Прабхупада провел особую церемонию, предложив Тамала-Кришне санньяса-данду. Женщины возмущались поступком Тамала-Кришны, но было уже поздно.
Завершив обряд, Прабхупада пригласил Тамала-Кришну Махараджа к себе.
- Ты отказался от замечательной жены и высокого положения, потому я дарую тебе титул "Госвами". Теперь, в настроении шести Госвами Вриндавана, ты можешь проповедовать по всему миру и принимать учеников.
Неожиданно Прабхупада засмеялся:
- Я испытывал тебя, проверяя твою решимость. Что ты намерен делать теперь?
- Пойду странствовать с дандой, - ответил Тамала-Кришна, - один, без попутчиков, пешком буду ходить по Индии из города в город и рассказывать о Кришне, как Господь Чайтанья.
- Замечательно, - согласился Шрила Прабхупада.
Тамала-Кришна поклонился и вышел. Но не прошло и часа, как Прабхупада позвал его снова.
- Твое решение - не лучший вариант. Возьми помощников и все необходимое, без этого тебе не обойтись, - сказал Прабхупада и назвал двух брахмачари, которые должны были отправиться на проповедь вместе с Тамала-Кришна Махараджей.
Также он дал молодому санньяси первое задание. Прямо из Джйпура Прабхупада собирался на фестиваль в Найроби, а в Ахмедабаде его ждала другая программа.
- Ты поедешь в Ахмедабад вместо меня,- велел он Тамала-Кришне.
На церемонии посвящения в санньясу Прабхупада дал Тамала-Кришне Госвами санньяса-мантру - особый стих, который описывает самоотверженную преданность санньяси-вайшнава, долг которого - занять в любовном служении Кришне тело, ум и речь. В этом отличие санньяси-вайшнавов от санньяси-имперсоналистов, занятых размышлениями о Брахмане и уединенной медитацией. Санньяси-вайшнав, принявший прибежище у лотосных стоп Кришны, пересекает океан невежества, помогая перебраться через него другим.
Шрила Прабхупада собственным примером показал, как странствует по свету санньяси-вайшнав, делая все, что в его силах, чтобы от имени Господа Кришны спасать падшие души. Быть санньяси-вайшнавом - значит приезжать в места, подобные Джайпуру, и проповедовать. Это значит поклоняться Говиндаджи в храме и отправлять Божества Радха-Говинды преданным Нью-Йорка. Это значит предоставить женщинам равные возможности стать чистыми преданными, осознавшими Кришну. И еще это значит помочь мужчине оставить семейную жизнь ради высшей цели