Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

ПЛ 34 Паривраджакачарья реактивного века - Страница 10

по парампаре философию сознания Кришны, стремясь убедить профессора Котовского ссылками на Священные писания, логикой и аргументами.

Цитируя "Бхагавад-гиту", шастру, с которой профессор был по-своему знаком, Прабхупада сказал, что творец четырех классов общества - Господь Кришна. Профессор Котовский не согласился, приводя в качестве довода теорию советских ученых, что система варнашрамы была внедрена в ведическую культуру лишь недавно. Он также высказал свое мнение, что в социалистическом обществе в варнашраме нет необходимости.

Профессор Котовский: Существует большая разница между социалистическим обществом и всеми обществами, ему предшествовавшими, потому что в современном западном обществе вы можете разделить все общественные и профессиональные классы на четыре категории - брахманов, кшатриев, вайшей (или фабрикантов) и шудр или трудящихся. Но в нашем обществе нет вайшей, поскольку на наших заводах есть администраторы или директора - их можно назвать кшатриями - и шудры, сами рабочие, но у нас отсутствует промежуточный класс.

Прабхупада: Об этом говорится: калау шудра-самбхавах. "В этот век практически все люди - шудры". Есть такое утверждение. Но если будут только шудры, то общественная система будет нарушена. Несмотря на то, что ваша страна - государство шудр, у вас все равно есть брахманы. От этого никуда не деться. Если вы не разделите общество на эти классы, в результате получится анархия. Таков научный вердикт Вед. Вы можете относиться к классу шудр, но чтобы поддерживать общественный порядок, вам необходимо будет обучить некоторых шудр, сделав из них брахманов. Государство не может целиком зависеть от шудр.

Прабхупада привел традиционную аналогию, сравнив общественный организм с телом человека. Необходимы все части тела, не только ноги, но и живот, руки и голова.

- В противном случае, - сказал он, - тело не будет как следует функционировать. Пока этот недостаток не восполнить, в обществе будут беспокойства.

Чего не хватает современному обществу, говорил Прабхупада, так это понимания смысла человеческой жизни.

- Люди не знают о том, что существует следующая жизнь, - сказал он. - Нет такой отрасли знания или науки, которая занималась бы изучением того, что происходит с человеком после смерти его тела.

Профессор Котовский возразил - вежливо, но решительно:

- Свамиджи, - сказал он, - когда умирает тело, то вместе с ним умирает и его обладатель.

- Нет, - тут же отрезал Прабхупада. - Об этом факте вам должно быть известно. Почему в университете нет такого факультета, который бы научно исследовал этот факт? Я предлагаю его ввести. Такого факультета явно не хватает. Может быть, правы вы, а может, и я. Но должен быть факультет, который изучит этот предмет. Недавно один канадский врач-кардиолог поверил, что душа есть. Я переписывался с ним. Он твердо убежден, что душа существует.

Прабхупада продолжал приводить доводы:

- Мы получаем знание из авторитетных источников.

Профессор возразил, сказав, что все необходимо подтверждать эмпирически. Однако, не успев договорить, он прекратил спор и спросил:

- Много ли филиалов у вашего Общества во всем мире?

Прабхупада заговорил об ИСККОН, о том, что Общество имеет по всему миру шестьдесят четыре филиала, о том, что следующей его остановкой будет Париж, где его ученики недавно открыли новый центр, и о том, что к его Движению проявляют интерес главным образом американские юноши и девушки. Он рассказал о четырех запретах (на мясо, незаконный секс, одурманивающие средства и азартные игры) и о книгах, которые он опубликовал. Все это время, пока Прабхупада рассказывал о деятельности своего Движения, профессор одобрительно кивал головой.

Начав снова сравнивать сознание Кришны с коммунизмом, Прабхупада сделал вывод, что две эти философии вполне согласуются друг с другом. В обеих подчеркивается принцип подчинения авторитетному руководству. Преданный подчиняется Кришне, а коммунист - Ленину.

Прабхупада: Мы живем, подчиняясь, не так ли? Вы не согласны с этим?

Котовский: В какой-то мере подчиняемся.

Прабхупада: Да, в полной мере.

Котовский: Например, приходится подчиняться обществу. Всему народу.

Прабхупада: Да, народу, или государству, или царю, или правительству, или чему-нибудь еще, но вам неизбежно приходится подчиняться.

Котовский: Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю. Между подчинением царю, то есть одному человеку, и подчинением обществу существует принципиальная разница.

Прабхупада: Нет, меняется лишь окраска, но принцип остается. Принцип подчинения остается. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре - вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает. Кришна говорит: сарва-дхарман паритьяджья. Итак, мы неизбежно подчиняемся. Никто не может сказать: "Я никому не подчиняюсь". Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. В конечном счете, мы должны подчиниться Кришне. Поэтому

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8