городе, - ответил Сурабхи. - Они не смогли найти ничего подходящего во Вриндаване, и сегодня поедут в Матхуру.
- Нет, мне не нужно пластиковое сиденье. Это дешевка. Оно скоро опять сломается. Пускай кто-то из плотников вырежет из дерева. Я хочу, чтобы оно было сделано сегодня.
Сурабхи позвал одного из работников и объяснил:
- Гуру Махараджа желает сиденье, вырезанное из дерева. Ты должен сделать для него отличное сиденье.
Плотник-бриджабаси был в восторге от возможности совершить личное служение чистому преданному Кришны. Естественно, все шло не так, как было запланировано. Сурабхи был крайне занят и не смог проконтролировать процесс изготовления столь нужного сиденья. Мистри (плотники) были очень умелыми, но при этом чрезвычайно медлительны, поскольку все делалось вручную, самыми примитивными инструментами. Тем вечером Шрила Прабхупада вызвал меня и спросил:
- Где мое сиденье для унитаза?
- Сейчас узнаю, Шрила Прабхупада.
Я поспешил из комнаты, не желая испытывать терпение Шрилы Прабхупады. Через минуту мы с Сурабхи уже простерлись в поклоне в комнате Его Божетвенной Милости.
- Очень сожалею, Шрила Прабхупада, - сказал Сурабхи, -мне не уследить за всеми этими людьми. Я приказал ему заканчивать. Полагаю, что его сейчас установят.
- Сиденье мне нужно немедленно, - ответил Шрила Прабхупада. - Оно должно быть там. Оно должно быть готово.
Мы поклонились и спешно покинули комнату. Мое израненное, не выдерживающее такого давления ложное «я» без-
звучно оправдывалось за то, что действовало несогласованно с ожиданиями Его Божественной Милости. Мы помчались к мистри.
- Ты должен закончить это сиденье - или ты уволен! -закричал Сурабхи. - Ты должен закончить немедленно.
Я был изумлен, когда увидел примитивный резец, с помощью которого этот человек вырезал сиденье из куска дерева. Как ни в чем ни бывало, столяр спокойно спросил Сурабхи:
- Не желает ли Гуру Махараджа, чтобы сиденье было украшено резьбой?
Сурабхи закатил глаза:
- Просто заканчивай сиденье. Сейчас же!
Наконец мистри принес сиденье - сделанное его руками из тикового дерева - в помещение Шрилы Прабхупады, поклонился, затем проследовал в туалет и установил его. Мистри был очень взволнован от предоставившейся ему возможности войти в комнату святой личности. Он понимал, что ему выпала редкая удача: лично послужить гуру, да еще таким существенным образом. Шрила Прабхупада дал нам понять, что не суть важно, какое большое и значимое служение мы выполняем, наше положение - быть смиренными слугами Гуру Махараджа. Мы можем обладать широтой полномочий и осуществлять грандиозные планы, но при этом всем мы занимаем положение слуг. Лишь оставаясь смиренными, мы сможем продолжать вечное преданное служение нашему возлюбленному духовному учителю.
Когда все ушли, Шрила Прабхупада сказал:
- Возьми горчичное масло и втирай в сиденье, пока оно не перестанет впитываться.
Я с радостью исполнил его распоряжение, с облегчением понимая, что инцидент исчерпан. Пропитав сиденье маслом, я сообщил Шриле Прабхупаде, что туалетом можно пользоваться. Позднее, когда Шриле Прабхупаде понадобился туалет, он, выйдя оттуда, кивнул: «Годится».
Во Враджа-дхаме Шрила Прабхупада установил строгие стандарты сознания Кришны. Он предполагал, что его ученики, находящиеся здесь, будут в своей деятельности ориентироваться на эти стандарты и подавать пример другим. Это
отражалось на каждом аспекте жизни Кришна-Баларама Мандира. Мы, пребывая в невежестве, с трудом пытались осмыслить, что стоит за его возвышенным видением. Поэтому Шрила Прабхупада никому не советовал приезжать и селиться во Вриндаване, руководствуясь обычными мирскими мотивами. Если преданный не способен придерживаться самых высоких стандартов сознания Кришны - ему незачем оставаться во Враджа-дхаме. Шрила Прабхупада бдительно следил за тем, как мы практикуем преданное служение, поскольку жить в этой самой святой из всех дхам - все равно, что идти по лезвию бритвы.
Я всегда восхищался Сурабхи. Каждый день Шрила Прабхупада вызывал его в свою комнату и отчитывал за те или иные упущения со строительством. Близилось открытие храма, и нагрузка на Сурабхи возросла неимоверно. Шрила Прабхупада хотел, чтобы все было сделано совершенным образом, а служением Сурабхи было претворять в жизнь желания Его Божественной Милости. Однажды, во время очередного обхода Шрила Прабхупада, взглянув на комнату Божеств, сказал:
- Почему двери до сих пор не навешены?
- Я стараюсь, Шрила Прабхупада, - ответил Сурабхи, -но так много работы. Это трудно.
- Не имеет значения, - парировал Шрила Прабхупада. -Ты должен это сделать. Рабочие обманывают тебя. Не позволяй себя обманывать. Ты должен быть хозяином положения и до конца уверенным, что все сделано, как полагается.
Так продолжалось целую неделю. Шрила Прабхупада спрашивал Сурабхи:
- Почему до сих пор не установили двери в комнате Божеств? Почему не установили ворота на входе?
Сурабхи отвечал, что занимается этим. Наконец, по милости Кришны, в последние дни перед открытием храма, все начало становиться на свои места. На одной из утренних прогулок со Шрилой Прабхупадой по двору храма преданные заговорили о том, как величественно выглядит храм.
- Сурабхи славно потрудился, Шрила Прабхупада, - сказал один из учеников. - Это был тяжкий труд. И справился он со своей задачей превосходно.
Шрила Прабхупада рассмеялся.
- Да, все, кроме меня, говорят, что Сурабхи отлично потрудился, - сказал он. - Я только критиковал его, говорил, «Почему все так медленно движется?», «Почему ты так плохо работаешь?» Все, кроме меня, осыпали его похвалами.