Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Сарва Шактиман дас - Артха. Финансовое благополучие в Сознании Кришны - Страница 4

(уникальности) предоставляемой ими услуги, и все же доходы вайшьев и кшатриев гораздо выше. Таким образом, подведя итог, можно сказать, что счастье шудры не в богатстве. Счастье шудры в стабильности дохода, отсутствии постоянной необходимости принятия важных решений, а также в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью (что является атрибутом жизни кшатриев).

Вайшьи не продают свой труд, а получают прибыль. Именно поэтому к одной категории относятся столь разные профессии крестьянина и бизнесмена. Крестьянин эксплуатирует землю, животных, а бизнесмен - труд других людей. Финансовые возможности вайшьев характеризуются с одной стороны потенциально высоким доходом, с другой стороны - негарантированной стабильностью его получения. Однако, так как вайшьи по природе своей более разумны, чем шудры, и в меньшей степени склонны подпадать под влияние гуны невежества, подобная ситуация не причиняет им беспокойств. Итак, счастье вайшьи заключается в потенциально высоком доходе, возможности самостоятельно принимать решения и в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью, как это делают кшатрии.

Кшатрии получают свой доход, взимая налоги. Налог характеризуется фиксированной величиной и невозможностью отказа от его уплаты. Кшатрии не создают материальных ценностей, подобно шудрам и вайшьям. Задача кшатрия – защищать другие классы общества. Особо отметим от чего: от врагов и греховной деятельности. Ради этой цели кшатрий носит оружие и постоянно готов вступить в сражение. Кшатрий ставит принципы, по которым живет, выше любых обстоятельств. Доход кшатрия велик, еще выше чем у вайшьи. Однако не доход составляет счастье кшатрия, а честь и слава. Богатство, окружающее кшатрия, является для него естественной средой и не занимает его мысли. Если бы кшатрий был привязан к своему богатству, он бы не смог постоянно рисковать своей жизнью. Очевидно, что приведенное выше описание деятельности кшатрия было применимо в условиях феодальной ведической цивилизации и совершенно не применимо в условиях современного демократического общества, где действуют другие законы.

Брахманы поддерживают свое существование, получая пожертвования. Основной характеристикой пожертвования является нефиксированность его величины, оставляемой на усмотрение жертвователя. Существует ряд профессий, для которых подобный вид вознаграждения является естественным и единственно правильным. Перечислим некоторые из них: пуджари, учитель, врач-вайдья, астролог. Представители данных профессий используют в своей деятельности то, что им ни каким образом не принадлежит (храм, божества, ведическое знание). Они не имеют права продавать то, что им не принадлежит. Поэтому единственным возможным источником дохода для них являются пожертвования. Если данный принцип нарушается, это приводит к плачевным результатам. Например, пуджари в Индии, устанавливающие тариф за даршан божеств, превращаются в бизнесменов и теряют чистоту и аскетичность. Или врач, установивший размер платы за прием, будет соблазнен мыслью выписать неправильное лекарство несколько раз и лишь затем выписать правильное с тем, чтобы вынудить клиента заплатить ему за несколько приемов. Получение материальной выгоды не является основной мотивацией брахмана. Счастье брахмана заключается в возможности соприкосновения с духовным, а также в возможности избежать деятельности шудр, вайшьев и кшатриев, исполненной специфических недостатков. Тот факт, что брахман живет на пожертвования, вовсе не означает, что таковые обязательно должны быть мизерными. Напротив, из шастр мы узнаем, что брахманы обычно получали щедрые вознаграждения. Однако они были обязаны использовать или раздать их до захода солнца. Таким образом брахманы ограждались от соблазна развить жажду накопительства, а жертвователи получали возможность занять плоды своей деятельности в богоугодных делах. Были и другие ограничения, направленные на поддержание чистоты и аскетичности брахманов.

Важно понимать, что варна, собственно, и определяется способом получения дохода. Существует всего четыре благочестивых способа получения денежных средств, а именно: получение фиксированного вознаграждения за свой труд, получение прибыли, взимание налога и принятие пожертвования. Пятого, шестого и т.д. способов не существует. Также существует всего четыре варны, которые соответствуют этим способам. Никаких других варн не существует. Это подтверждается в “Ману Самхите” (10.4): ”Представители варн браманов, кшатриев и вайшьев относятся к дваждырожденным, представители четвертой варны, шудр, получают одно рождение, пятой варны не существует”. Заметим, что для определенных варн подходят только определенные профессии. Однако профессия сама по себе не всегда однозначно определяет варну. Например, музыкант может быть и шудрой, и брахманом, а садовод и шудрой, и вайшьей. Таким образом, в ведическом обществе правильная цепочка выбора занятий для человека выглядела так: наклонности (обусловленность гунами) -> варна -> профессия.

Без соблюдения принципов получения и распределения дохода, предписанных для варн и ашрамов невозможно построение варнашрамы. Если шудры сравниваются с ногами общества, вайшьи с желудком, кшатрии с руками, а брахманы с головой, то финансовые потоки можно сравнить с кровеносными артериями, по которым кровь движется по телу, обогащаясь в одних органах и питая другие. При не правильном движении крови тело не сможет существовать. Шрила Прабхупада в комментарии к “Чайтанья-Чаритамрите” (Madhya, 8.58) пишет о важности построения варнашрамы: “Каждый человек должен выполнять свои проффесиональные обязанности в соответствии со своими наклонностями. В соответствии со своими способностями, ему следует занять положение в системе варнашрамы. Деление людей на шудр, вайшьев, кшатриев и брахманов является естественным для общества. На самом деле у каждого есть предписанные обязанности в соответствии с варнашрама-дхармой. Те, кто подобающим образом исполняет свои предписанные обязанности, живут не ведая забот и материальные

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2