Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Сарва Шактиман дас - Артха. Финансовое благополучие в Сознании Кришны - Страница 3

связан с причинением вреда другим живым существам (например, воровство, грабеж, мошенничество, шантаж, похищение с целью выкупа и т.п.), а может быть и не связан (например, кладоискательство, азартные и финансовые игры, попрошайничество). Доход, заведомо связанный с причинением вреда своему телу, также относится к гуне невежества (например, продажа собственных органов или особо вредная работа). Доход, связанный с предоставлением “услуг”, способствующих вовлечению клиентов в греховную деятельность (проституция, организация азартных игр, продажа одурманивающих средств, мяса, рыбы, яиц) также относится к гуне невежества, так как такие “услуги” несут клиентам лишь дурную карму и не являются ценными. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны невежества, на вопрос “откуда берутся деньги?” скорее всего ответят “не знаю”, “из везения”, “путем отбирания их у людей ими обладающих”. Данный вид дохода совершенно не приемлем для тех, кто идет по пути духовной реализации, т.к. он опьяняет, погружает живое существо в иллюзию, способствует забвению его истинного положения слуги. Именно от данного вида дохода оберегает преданных один из четырех регулирующих принципов.

Доход в гуне страсти связан с неосознанным служением другим живым существам. Внешне деятельность людей, имеющих такое понимание, может не отличаться от деятельности людей, имеющих понимание дохода в гуне благости. Однако, в силу того, что их понимание неверно или скудно, им приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы достичь того же результата, потому что они часто ошибаются, выбирая направление своей деятельности. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны страсти, на вопрос “откуда берутся деньги?” ответят “из тяжелой работы”, “благодаря уму и сообразительности”. Данный вид дохода приемлем для одних профессий и неприемлем для других. При правильном подходе можно использовать подобное понимание дохода для духовного прогресса.

Доход в гуне благости связан с осознанным служением живым существам. Внешне люди с подобным пониманием заняты той же работой, что и люди получающие доход в гуне страсти, однако, так как они понимают сущность своей деятельности, результат ее дается им очень легко и сама деятельность не причиняет им беспокойств. На вопрос “откуда берутся деньги?” они ответят “из оказания ценной услуги другим”. Подобное понимание источника дохода является наилучшим и несомненно будет способствовать духовному прогрессу преданных, находящихся в грихастха-ашраме.

Итак, источником благочестивого дохода живого существа является оказание ценной услуги другим существам. Некоторых читателей может смутить акцентирование внимания на слове “услуга”. В современной экономике есть понятие “рынок товаров и услуг”. “А как же товары?” - спросит внимательный читатель. Дело в том, что для правильного понимания механизма образования дохода следует рассматривать предложение товара на рынке как услугу. Поясним данную концепцию на простом примере. Некая фирма выставила в продажу искусственную елку 10 декабря и успешно продавала ее по цене 300 рублей. Однако с 1 января никто не хотел покупать ту же елку дороже, чем за 50 рублей. Товар остался тем же самым, однако ценность услуги упала (время празднования Нового Года прошло).

Доход живого существа образуется перемножением ценности услуги на число клиентов, которым она была оказана. Если человек оказывает ценную услугу большому количеству людей, он обретает богатство. Если услуга ценна, но число потенциальных клиентов невелико или же наоборот, клиентов много, но услуга имеет малую ценность, то говорить о большом доходе не приходится. Очевидно, что, если человек не способен оказать кому-либо мало-мальски ценную услугу, он пребывает в нищете.

Таким образом, преданному, желающему увеличить свой доход, следует думать о том, как оказывать как можно более ценную услугу как можно большему числу людей. Подобная теория может быть легко воспринята преданными, так как они понимают, в чем ценность служения другим живым существам, которые будучи частичками Кришны, Верховной Личности Бога, в своем изначальном положении являются вайшнавами. Однако для материалистов идея ценности служения другим живым существам, которых они считают соединением химических элементов, будет затруднительна для понимания. Им легче принять какую-либо другую теорию образования дохода, например теорию прибавочной стоимости.

3. Артха и Варны

Шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы пользуются совершенно различными способами получения дохода.

Шудра получает фиксированную оплату за свой труд. Неважно, сдельно или в виде оклада, шудре должно быть известно, сколько он получит за свой труд. Таким образом, любой, кто получает заработную плату или иное фиксированное вознаграждение за свой труд, по определению является шудрой, не зависимо от того, какова его профессия: шахтер, повар или музыкант. Работа шудры является оптимальной для того, кто в значительной степени склонен подпадать под влияние гуны невежества. Почему? Потому что шудра не принимает ответственных решений сам и его доход стабилен. Если бы человек с врожденными качествами шудры занялся бизнесом, он бы разорил любое преуспевающее предприятие, так как постоянно принимал бы неверные решения и его попытки принесли бы ему сильнейшее разочарование. В комментарии к “Бхагавад-гите” (18.32) Шрила Прбахупада пишет про людей, находящихся в гуне невежества: “Во всякой деятельности они идут по неверному пути…” Следует понимать, что шудре не следует рассчитывать на очень высокий уровень дохода. Как правило, услуга, предоставляемая им, не слишком ценна и может быть легко выполнена другими, такими же как он. Разумеется, интеллектуальные шудры (музыканты, ученые, высококлассные специалисты) имеют более высокий уровень дохода, пропорционально ценности

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1