Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Сарва Шактиман дас - Артха. Финансовое благополучие в Сознании Кришны - Страница 2

собирающихся вступить в него). Читатель может заявить, что это достаточно смелое утверждение. А как же брахмачари, весьма многочисленный ашрам? В “Шримад Бхагаватам” (11.17.38) мы можем найти следующие слова “A brahmachari desiring to fullfill his material desires should live at home with his family,…” (брахмачари, желающий удовлетворить материальные желания должен жить дома с семьей). Ашрам брахмачари предназначен для получения знания, а не для удовлетворения чувств. В начале жизненного пути нахождение в ашраме брахмачари совершенно необходимо, так как человек должен получить знание. Примерно к 25 годам преданному следует сделать выбор. Если материальные желания не беспокоят его, семейная жизнь кажется ему химерой, а зарабатывание средств пустой тратой времени, то для него будет разумно всю жизнь оставаться брахмачари. Если же преданного привлекает хозяйственная деятельность, создание материальных ценностей или ему не дает покоя желание обладать какими-либо материальными объектами, ему следует вступить в грихастха-ашрам. Следует особо отметить, что Прабхупада пишет именно “материальные желания”, а не “половое влечение”. Грихастха-ашрам предназначен для регулируемого удовлетворения материальных желаний, в частности полового, а также желания иметь свой дом, детей, хозяйство и т.п. К сожалению, среди многих российских преданных ИСККОН долгое время считалось, что вступление в брак это всегда падение, а быть брахмачари – это престижно и, если угодно, “круто”. На самом деле брахмачари-ашрам и грихастха-ашрам являются различными курсами лечения от болезни материальной обусловленности, и наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить диагноз и выбрать нужный курс. Допустим, в больнице в одной палате лежат два больных. Они разговорились и выяснили, что один из них лечится от насморка, а другой от геморроя. Второй решает, что его болезнь является не престижной, стыдной и принимает решение тоже лечиться от насморка. Очевидно, что первый из них скоро выздоровеет, а второй станет еще больнее. Таким образом, преданным прежде всего следует определить, чего они больше хотят, престижа или избавления от материальной обусловленности.

Рассмотрим вопрос о том, важно ли финансовое благополучие в Сознании Кришны. Первой реакцией на этот вопрос вероятно будет: “Конечно, нет!” Финансовое благополучие материально, а наша цель - чистое преданное служение, которое трансцендентно. Однако есть огромная разница между знанием академическим (теоретическим) и знанием реализованным. Допустим, человек много раз слышал из авторитетных источников, что от употребления алкоголя наступает цирроз печени, но он продолжает пить. Почему? Потому что для него это знание нереализованное. Однако тот же человек никогда не берет в руку раскаленных предметов. Почему? Потому что это знание для него является реализованным. Так вот, если мы теоретически согласны с тем, что финансовое благополучие не важно, а фактически желание материальных благ разрывает нас на части, нам следует сделать так, чтобы это знание стало для нас реализованным. Каким образом? Для этого и предназначен грихастха-ашрам. В нем преданный может упорядоченно удовлетворить свои материальные желания. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к “Бхагавад-Гите” (3.7): “Грихастха тоже может выполнить свое предназначение, занимаясь служением в сознании Кришны. Для достижения самоосознания человек должен вести регулярный образ жизни, как это предписано в шастрах, продолжать выполнять свое дело без материальных привязанностей, и таким образом духовно развиваться”. Там же, в (4.7), мы находим: "… семейные люди, которым позволено в какой-то мере удовлетворять свою потребность в чувственных удовольствиях, делают это, придерживаясь строгих ограничений". Благодаря тому, что материальные желания удовлетворяются упорядоченно, в соответствии с предписаниями шастр, новые материальные желания не возникают. Результатом будет реализованное знание об эфемерности материальных желаний. Значит, вывод один: для преданного, которого беспокоят материальные желания, их регулируемое удовлетворение является чрезвычайно важным, т.к. дает возможность от них избавиться. Регулируемое удовлетворение материальных желаний можно сравнить с вакцинацией. Во время вакцинации в организм человека вводится опасный вирус, однако, ослабленный. Так как были созданы определенные условия, просуществовав какое-то время, вирус погибает, не причинив вреда человеку. Более того, в дальнейшем, при возможном заражении настоящим вирусом, организм человека сможет легко побороть его, потому что у него есть определенный опыт. Допустим, два человека планируют визит в страну, где рекомендована вакцинация от малярии. Первый проходит вакцинацию, второй - нет. Кого из них можно обвинить в желании заболеть? Не специалист по данному вопросу может обвинить первого: “Ты только что сам согласился, чтобы тебе ввели какой-то вирус!” Однако для человека, понимающего суть вакцинации, очевидно, что первый турист не хочет болеть, а второй рискует.

Итак, грихастха ашрам позволяет нам удовлетворить желание финансового благополучия и не привязаться к нему, что поможет нам прогрессировать на пути преданного служения. В ашраме брахмачари должны оставаться те преданные, которых материальные желания не беспокоят. Очевидно, что при этом они могут рассчитывать на минимальные удобства. Ашрамы ванапрастхи и санньяси также не предназначены для регулируемых чувственных наслаждений. Отметим, что грихастха-ашрам является единственным ашрамом, представители которого создают материальные ценности, поэтому их прямая обязанность - оказывать финансовую поддержку представителям других ашрамов.

2. Откуда берутся деньги

Источники дохода различаются в зависимости от того, какой гуной материальной природы преимущественно обусловлено живое существо. Рассмотрим данный вопрос подробно.

Доход в гуне невежества не связан со служением другим живым существам. При этом он может быть

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 17