Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 1

Мадана Мохан дас

Вайшнавский этикет

Сочи 2005

1. Тема нашего семинара «Что такое хорошо и что такое плохо». Это скорее размышление в слух и общество вайшнавов, в данном случае вы все, будете важными участниками в этом размышлении, потому что тема, как мне кажется, это не мое личное мнение, а убеждение подкрепленное разговорами с множеством зрелых, старших вайшнавов, не только разговорами, но и поступками многих вайшнавов, которые доказали, то, что именно эти ценности являются ключевыми, самыми главными, о которых мы должны говорить, обсуждать. И которые, в конце концов, мы должны проявлять в себе.

Совсем недавно, несколько дней назад мы были отчасти свидетелями, отчасти участниками также особенного переживания, когда Его Святейшество Бхакти Тиртха Махарадж ушел в духовный мир. И события, предшествовавшие Его уходу, как уже сказали некоторые старые вайшнавы нашего Движения: « Практически поменяли ход истории нашего движения, мы надеемся», потому что Шрила Бхакти Тиртха Махарадж при всей своей неординарности, при всем неортодоксальном подходе к проповеди, который часто, может быть, был причиной того, что у кого-то поднимались определенным образом брови, в лучшем случае, но при этом всегда достигая удивительных целей, меняя сердца многих, многих людей. В самом конце своего жизненного пути, вернее, он не собирался делать это концом своего жизненного пути, но он стал обращаться к Кришне с молитвой, которая звучала очень необычно из уст проповедника, ученика Шрилы Прабхупады. Хотя, конечно же, именно это и является самой главной сутью всего Движения Шрилы Прабхупады. Самого его прихода в западный мир, но Шрила Бхакти Тиртха сказал: «Я все это время проповедовал людям успешно, но я чувствую, что моя проповедь не будет успешной, не будет доведена до конца, пока я не проникнусь тем же самым состраданием, которое имели величайшие вайшнавы нашего мира, нашего Движения, тем, кому мы проповедуем». И поэтому он стал возносить молитвы в духе Васудевы Даты, прося Кришну перенести грехи живых существ на него. И тем самым помочь ему на пути духовной жизни. И все, что произошло дальше, мы знаем это, стало уже достоянием истории. Когда Махарадж внезапно заболел и как его не отговаривали старшие духовные братья, и ученики перестать молиться, таким образом, он продолжал. И теперь после его ухода, Шрила Сатсварупа Махарадж написал в своем письме о том, что: «Хотя кто-то может задаться вопросом: «Ну что теперь? Ты ушел, и что изменилось? Ты взял на себя какую-то часть грехов, и этого было достаточно, чтобы твоя жизнь подошла к концу таким неожиданным образом. Что изменилось в жизни мира?» И он отвечает на этот вопрос сам, Махарадж, в этом письме. Он говорит: «Мы видим, как многие люди, вдохновленные именно примером, Бхакти Тиртхи Махараджа, именно его жертвенностью, стали пересматривать свое отношение к духовной жизни, и возвращаться силой его сострадания, силой его примера обратно к духовной жизни. Они стали писать письма, уже вслед ему, вернувшемуся в духовный мир, благодаря его за то, что он сделал для их духовной жизни. Среди всех вайшнавов, которые за последнее время ушли – он наиболее ярко выражает этот принцип жертвенности, принцип безупречного поведения, безупречной этики вайшнава. Чем отличается этика от этикета. В чем разница? Этикет – это то, что регламентирует нашу внешнюю жизнь, поведение. Разные вещи, которые очень важны и имеют под собой реальную основу в священных писаниях. И даже если мы начнем их все выполнять очень строго, могут никак не относиться к нашим внутренним изменениям, по крайней мере, быстро.

Разумеется, есть надежда, есть также правильное положение в философии вайшнавов…в частности Бхакти…человек, который правильно действует, постепенно развивает правильное отношение также. Но на поверку оказывается, что очень долго требуется, чтобы это правильное отношение выработалось. Возможно, оно как-то в последующих поколениях вырабатывается, во втором или в третьем, возможно, передается по наследству. В то же самое время этика – это наше отношение внутреннее. У нас у всех есть отношение ко всему, что нас окружает всегда и везде. Даже, если мы решаем к чему-то не относиться никак вообще – это тоже отношение. Какое-то определенное отношение. Допустим мне все равно, какой-то человек мне безразличен, он зовет меня, я не поворачиваюсь к нему лицом. Это что? Это определенное отношение, которое выражается уже в поведении. Поэтому этика и этикет это разные вещи, даже этимологически. Слово этикет берется от того же слова, от которого берется этикетка, означает наклейка, ярлык. То, что внешне украшает, или как-то обозначает. А этика –означает характер, на греческом языке, отношение внутреннее. Прямо противоположные вещи. Этот пример, мы с вами вместе постараемся обсудить. Уход Шрилы Бхакти Тиртхи Махараджа убедил меня еще больше в необходимости таких обсуждений. Мне кажется, мы никогда не сможем стать по настоящему тем Движением, той организацией, той группой людей, которая призвана совершить революцию, пока вот эти вещи, эти принципы не станут нашей жизнью, нашей душой.

Эпиграф этого семинара взят из телевизионного интервью, которое дал Шрила Прабхупада на телевидении в 1971 году. Репортер общался со Шрилой Прапхупадой и вдруг спросил у него: «Скажите, пожалуйста, а как

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 14
Страница 13