Но валюта в Духовной Экономике - духовного характера. *Валютой является служение*. Она не является чем-то отдельным от экономической единицы и посему нет необходимости беспокоиться о ее приобретении. Запасы ее безграничны.
И чем больше мы используем эту духовную валюту, тем больше у нас ее будет. Это показано самим Господом Чаитаньей и Его Сподвижниками: "Несмотря на то, что члены Панча-Таттвы "расхитили" все закрома любви к Богу и, воспользовались ею, раздали все их содержимое, не было никакой нехватки, т.к. эти закрома настолько прекрасны, что по мере того, как эта любовь дается людям, запасы ее *увеличиваются в сотни раз".*
Ч.ч. Ади 7.24
По мере того, как индивидуальные экономические единицы поднимают уровень своего преданного служения, они становятся наиболее счастливыми и удовлетворенными. И это естественно для людей, свободных от сетей майи. Люди и общество как коллективное целое получат максимальную пользу, если переориентируют экономику в соответствии с этим пониманием. Люди чувствуют себя спокойнее и безопаснее, когда знают, что о них заботятся. Тогда они могут спокойно сосредоточиться на своем служении.
Далее, в силу того, что Кришна является Верховным Властителем всего, никто из участвующих в Духовной Экономике не претендует быть владельцем чего-либо. И, следовательно, исчезает напраженная конкуренция за звание наивысшего наслаждающегося, которая искусственным образом увеличивает вожделение и зависть. Каждый участвующий в этой экономической системе сотрудничает с другими в полном оатсутствии зависти, раздоров, классовой борьбы и политических переворотов.
Принимая во внимание тот факт, что для живущих под одной крышей семей главной отличительной чертой является не торговля добром между собой, а распределение добра по потребностям каждого, и указывая на пути преданного служения, которые включают в себя Духовную Экономику, Шрила Прабхупада сплотил нас в одну семью, способную мирно проживать в одном доме - в доме, в котором весь мир может жить.
В следующей части работы мы обсудим практические аспекты претворения в жизнь и использования на практике Духовной Экономики. Как заключение настоящей главы мы предоставляем краткое изложение основных черт и результатов материалистической и Духовной Экономик в следующей таблице.
* Материалистическая
и Духовная экономики
в сравнении * ________________________________________________________________ Материалистическая экономика | Духовная Экономика ---------------------------------|------------------------------ Личность, денежное обращение и | Личность, денежное обращение предметы желаний всегда отличны. | и предметы желаний никогда не
| отличимы друг от друга.
| Фокус на себя | Фокус на окружающих
| Людей заставляют "приобретать". | Люди дают.
| Конкуренция, жадность, алчность, | Требует и способствует сотруд- подкуп, преступление, коррупция | ничеству с другими, уничтожа- становятся желательными средст- | ет причины для жадности, алч- вами для достижения успеха. | ности и преступления.
| Безответственность по отношению | Поощряет ответственность за к себе, к другим и к продуктам | себя и за других. Земли. |
| Поощряется максимальное потреб- | Требуется минимум для потреб- ление. | ления.
| Поощряется рабство и эксплуата- | Всех обеспечивает свободой, ция других. | не стимулирует эксплуатацию
| человека человеком.
| Развивает ложное чувство собст- | Поощряет позицию заботливого венности; эксплуатируются земе- | хранителя по отношению к при- льные ресурсы. | роде, не приводит к эксплу-
| атации.
| Потеря уважения к себе из-за | Самоотдача приводит к само- безответственных и греховных | уважению. поступков. |
| Люди безгранично тяжело тру- | Труд и борьба сокращаются до дятся и борются в процессе на- | разумных пределов. копления богатства. |
| Утверждается тот факт, что день- | Помогает осознать, что про- ги разрешают все проблемы, и что | блемы являются благоприятны- проблемы существуют вне личности.| ми возможностями для духовно-
| го роста и прогресса.
| Люди изолируются и отчуждаются | Создается дом, в котором весь друг от друга. | мир может жить.
| Каждый может манипулировать эко- | Брахманы, будучи представите- номической системой в своих ин- | лями Вишну,получают и распре- тересах и ценой других; шудры | деляют материальные ценности, становятся несоответствующими,| таким образом сводя до мини- ложными лидерами общества. | мума их несправедливое рас-
| пределение.
Ч А С Т Ь 2
________________________________________________________________
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Претворение в жизнь Духовной Экономики было бы, очевидно, великим общественным экспериментом в попытке изменить лицо мира. Хотя оно не являлось бы ничем иным кроме применения на практике принципов и наставлений, данных нам Шрилой Прабхупадой. Известно, что Шрила Прабхупада намеревался изменить саму судьбу этой планеты. Он говорил нам: "История увековечит это движение, которое спасло мир".
Однако, как показывает опыт, в течение последних десяти лет ИСККОН в США предпринимает серьезнейшие попытки поддержать то, что было создано в течение начальных пятнадцати лет, "уступая" статусу западной культуры, преданные тоже занимаются приобретением. Вместе с тем, если мы хотим добиться успеха в задаче, которая перед нами поставлена, мы должны принять наставления Шрилы Прабхупады и применять их на практике. Мы должны демонстрировать пременение нашей философии на практике в нашей каждодневной жизни.
Как бы мы могли осуществить на практике Духовную Экономику? Постарайтесь нарисовать в своем воображении, как можно было бы успешно осуществить эту социальную перемену, представьте себе, как это изменение экономической системы решило бы многие экономичнеские и общественные проблемы. Думая о будущем применения Духовной Экономики на практике, мы видим два логично-возможных результата. Во-первых, мы полагаем, что