борьбе с этой заразой, а ты идешь туда добровольно! Это, как говорит Ясперс, "метафизическая ин-то-кси-ка-ция"! Ты отравилась, Гита, ты подменила идеалы!
Это орал отец. Он редко впадал в чувства. В гневе он был ужасен и походил на гоголевского вурдалака.
— Дочка, оставь это все, ты же комсомолка, — мягко увещевала мать. Она никогда на дочь не кричала.
Гита продолжала ходить к преданным и радовалась, что ее, по крайней мере, не запирают дома. Сидеть под замком было бы ужасно, ведь она нашла общество, в котором ей очень интересно. Там она заряжалась энергией бхакти, и жизненный пессимизм улетучивался. Она углублялась в процесс познания себя, окружающего мира и Бога и делилась духовным знанием при каждом удобном случае.
Видя, что Гита стала предпочитать их обществу другое, родители и вовсе обеспокоились. Отчуждение между ними и дочерью нарастало, подобно увеличивающейся в размерах трещине между двумя кусками расколовшейся льдины. Она теперь отдавала солидную часть своей любви Кришне и вайшнавам, и родители стали охладевать в своей любви к ней. Так нередко бывает. Чувство любви родителей к ребенку притупляется, если он не оправдывает их ожиданий и не является тем, кого бы они хотели в нем видеть.
Их бесчисленные увещевания не помогали. Разочаровавшись в таком методе воздействия, они стали думать, что в данном случае остается единственное средство. Раймонд Гербертович позвонил старому другу и попросил проконсультировать и поддержать. Через три дня тот протянул руку помощи.
В шоке смотрела Гита, как два самых близких ей человека, к которым она всю жизнь испытывала безграничное доверие, провожают ее к неотложке. Словно кинжал, вонзилось в ее сердце напоследок их пожелание выздоровления. Каково ей было все это переживать?
"Все-таки заперли, — безучастно констатировала она. — Как я теперь буду без преданых? И на что только не способны близкие из-за разнообразных страхов! Перед общественным мнением, перед отступлением от принятых в обществе критериев нормальности поведения, перед отступлением от преобладающей в государстве идеологии или религии, а также из страха потерять ребенка!"
Гита вспомнила, как они с подружкой читали в иностранном протестантском журнале о юноше Артуре Розеле, который давал свои показания под присягой американского суда. В 1976 году его по желанию родителей похитил некто Стивен Хассен, калифорнийский "консультант по выходу". Чаще таких людей называют депрограмматорами. Они зарабатывают на том, что стараются разубедить молодых людей в их вере в Бога. Над несчастным Артуром издевались Хассен и его подружка Элен Ллойд, которые держали его связанным, не давали ему есть, делали инъекции и другие неприятные вещи. Этот депрограмма-тор стяжал печальную славу в США, став отрицательным героем ряда судебных процессов.
"И в СССР есть свои хассены, — подумала Гита. — Ко-нечноГнё мои мама и папа, они-то искренне думают, что я заболела. Хассены в больнице — будут меня переубеждать. Нам в этой стране как ранним христианам приходится".
Преданной все же удалось выйти из психушки. Это ее естественная увлеченность духовной жизнью победила и смирила родителей с ее верой. О психбольнице они больше не думали, а хотели уже, чтобы она поскорее вышла замуж. Так они в значительной мере снимут с себя ответственность за нее, львиную долю которой возьмет муж. В кругу родственников и знакомых они выглядели теперь оступившимися, поскольку их дочь оказалась "вовлеченной в секту", да еще и побывала в психбольнице. Они уже сожалели — зря ее туда упекли. Только испортили себе имидж. Только и оставалось, что выдать ее замуж. По крайней мере, существует довольно устойчивое мнение: если женщина замужем, то жизнь ее можно считать сложившейся, даже если она не вышла умом. "Если муж найдется, то родственники и знакомые постепенно успокоятся", — думалось Раймонду Гербертовичу и Руте Викторовне.
Начали подыскивать женихов. Некоторые родственники стали с энтузиазмом им помогать. Однако это не оказалось легковыполнимым делом. Два варианта провалились по одинаковым причинам — женихи не хотели, чтобы их жена была вегетарианкой и верила в Кришну. Еще нескольким кандидатам не понравилось, что она отлежала в психбольнице. Но один все-таки был готов терпеть и то, и другое, однако был чрезмерно похотлив. Поэтому Гита категорически отказалась. Тоном оскорбленного человека она заявила папе и маме:
— Я не выйду замуж за того, кто хочет только одного!
Тогда одна родственница предложила для нее больного шизофренией, думая: "Сапог сапогу пара". Она уговорила молодого человека, и он был согласен терпеть преданную такой, какая она есть.
— Вот еще! — обиженно отреагировала Гита на это. — Я вовсе не сумасшедшая, и почему же это я должна жить с психическим больным? Мне мало тех месяцев в психбольнице? Конечно, он несчастный, и его надо жалеть. Но я хочу выйти за преданного Кришны! Он меня поймет, потому что у нас одинаковые интересы.
Они согласились и стали ждать.
— Глава 28 — ЖЕНИТЬБА
Увлеченность Гиты учением Кришны началась с музыки. Как же она любила музыку! Еще учась в школе, днями напролет могла слушать классику или воспроизводить шедевры корифеев на фортепиано, забывая о домашних заданиях. Однажды, читая книгу мудрости об индийском падишахе Акбаре и его советнике Бирбале,она встретила рассказ, в котором нашла удивительное созвучие своей любви