одежд своих. — В ведической
традиции при бракосочетании невеста и жених связы-
вают концы свадебных одежд.
Стр. 56. С дисками на шпилях. — Диск (чакра) — символ
Вишну и Кришны, также времени.
Стр. 58. С шеей выпившего яд. — Цвета шеи Шивы —
синего. Речь идет о птице чаша — синей сойке.
Стр. 59. Пение Чатак. — Согласно легенде птица чатака не
пьет ничего помимо дождевой воды.
Стр. 63. С золотистыми цветами. — Имеется ввиду жас-
мин с желтыми цветами.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОТОКИ ВЕСЕННЕЙ АМБРОЗИИ
Стр. 68. Науки Джьоти. — ведической астрономии и
астрологии.
Стр. 73. Каменья в главах слонов. — Очень редко (м.б. один
случай из тысячи) в головах слонов формируется
образование, похожее на жемчуг.
Стр. 91. Пятой Ноте. — Пятая Нота — одна из основных
мелодий флейты Кришны, предназначенная специ-
ально для привлечения гопи.
Стр. 93. Зажигатель. — Кандарпа.
Стр. 94. Их шесть и в каждом шесть десятков дней. —
Шесть времен года, разделивших ведический лунный
календарный год. Муссонный, осенний, раннезимний,
301
302
зимний, весенний, летний. Соответственно Варша,
Шарат, Хеманта, Дэви, Васанта, Нигадха.
Стр. 95. Знойный пасмурный сезон. — Сезон дождей, во
время которого очень жарко.
Стр. 96. Шестнадцать украшений гопи. — 1. Хорошо
омыта. 2. Кончик носа украшен блестящим камнем.
3. Одевает определенные, присущие ей облачения.
4. Носит очаровательный пояс. 5. Ее коса искусно
завязана. 6. Носит красивые серьги. 7. Ее духов-
ное тело умащено ароматной сандаловой пастой.
8. Волосы украшены цветами. 9. Носит цветную гир-
лянду. 10. Держит в руке лотосовый цветок. 11. Жует
орехи бетеля. 12. Ее подбородок украшен букетами
цветов, нарисованных точками мускуса. 13. Глаза со
вкусом украшены тушью. 14. Кожа тела украшена
разноцветными узорами и картинами. 15. Стопы рос-
кошно украшены красноватыми пальцами. 16. Носит
искусные знаки тилаки.
Стр. 98. Сладкая Дхама. — Вриндавана.
Стр. 101. Знанье Брахмы… Науке Враджи. — Подразуме-
вается знание музыки соответственно в материаль-
ном мире и духовном.
Стр. 115. Ачча ! — Возглас, выражающий согласие, одобрение,
одобрительное изумление. (Букв. Ладно, хорошо,
согласен.)
Стр. 118. И слога не забуду. — Если хоть слог во время
ведического жертвоприношения произносился
неправильно, оно считалось проведенным впус-
тую или давало эффект, отличный от ожидаемого.
Яркий пример из «Шримад Бхагаватам» — служба
Твашты, целью которой было воплотить в опреде-
ленном теле друга Индры. Один неправильно про-
302
303
П Р И Л О Ж Е Н И Я
изнесенный Тваштой слог привел к тому, что родился
не друг, а враг Индры.
Стр. 126. Дол Цвета . — Знаменитая Долина Цветов в Гима-
лаях близ Чангагири, расположенная на высоте 3500
метров над уровнем моря, где можно увидеть лотосы
Брахмы, множество астр, огромные пурпурные
астры, примулы и множество других стихов. Долину
пересекает приток Ганги Пушпавати.
ЛЮБОВЬ СВЕЖА , КОГДА ЗАГАДОЧНА
Стр. 142. Черный шмель. — Кришна.
Стр. 144. Ветры премы всю ее колышут. — Воздушные
потоки в теле.
Стр. 145. Все чувства так становятся инертны. — Мате-
риальные чувства.
Стр. 150. Холм Рудры. — Холм Нандишвар, воплощение
Шивы.
Стр. 159. Родителя. — Брахмы, творца материального мира.
Стр. 165. Стрелок. — Купидон.
Стр. 165. Двух матерей . — Яшоды и Рохини.
Стр. 168. Ягод гунджа. — Вообще, гунджа относится к
бобовым, похожа на стручки акации, но их называют
ягодами.
Стр. 169. Ветров переживаний. — В науке о духовных
чувствах говорится, что они связаны с воздушными
потоками, циркулирующими в теле.
Стр. 174. Эфира-паразиты. — Духи, вселяющиеся в тела
людей, паразитирующие на чувствах людей, которые
внешне зачастую выглядят и ведут себя как сумас-
шедшие.
Стр. 181. Коль черный шмель вкус чампы не оценит. — В
этой аллегории черный шмель — Кришна, чампа —
Радха.
303
304
Стр. 183. Йог-питон. — Йог, чья аскеза — лежание на
одном месте, принимающий лишь ту пищу, что дося-
гаема его рукам.
Стр. 183. Мигнув. — Намек на состояние Радхи.
Стр. 183. Отчий мед. — Родительская любовь — ватсалья.
Стр. 184. б?абу. — Паурнамаси, которой Нанди приходится
внучкой.
Стр. 184. Ожерелье из морских ракушек. — Одно из укра-
шений Кришны.
Стр. 185. Грозу всех темных. — Кришну, Победителя многих
демонов.
Стр. 186. Свершеньем налитой моих желаний! — Счастье
от созерцания Радхарани.
Стр. 186. Звучит в эфире Радхи гласом трубным. — Под-
разумевается аура Радхарани.
Стр. 188. Горьким нимовым листом. — Лист дерева ним по
вкусу очень горький. Однако он полезен для работы
желудка, служит лекарством от малярии и является
очистителем крови. Вдобавок, напоминая о горьком
вкусе страданий, он может уменьшить гордость
в человеке, сделать его взгляд на вещи трезвей.
Используется в Аюрведе как лекарство.
Стр. 194. Цветка чампаки. — Цветок чампака в вайшнавс-
кой поэзии символизирует Радхику.
Стр. 194. Все оттого, что нет со Мной плетенья.
«Простец!» Зачем неправильно сказал
Плетенья? Должен был сказать прелестной!
Вариант стиха с санскритскими словами мала
— гирлянда, бала — девушка:
Все оттого, что у Меня нет малы.
«Простец!» Зачем