Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 83 ------

Вишока пр - Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура - Страница 83

Богу“. Каждый должен последовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах нужно проводить праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов».

(Отрывок из письма Рамешваре, из Хришике- ша в Нью-дели, 11 мая 1977 г.)

Такой праздник называется утсава, похоже на утса- ха, энтузиазм. Утсава означает «торжество» или «день празднования». Когда мы говорим кришноткиртана-гана- нартана-парау, мы упоминаем уткиртану, исполняемую шестью Госвами. Это слово означает, что во время своей киртаны они с большим энтузиазмом прыгали. Подобным образом мы с большим энтузиазмом отмечаем утсаву кир- таном, и по традиции старшие преданные рассказывают о качествах ушедшего вайшнава, а затем бывает пир, предлагается прасад во славу этой личности.

Во Вриндаване, когда уходит вайшнав, во всех храмах Божествам предлагается пища, а затем маха-прасад посылают в ашрам этого великого человека. Такова традиция поклонения великому вайшнаву, и, конечно, те, кто слышал о Джаянанде или знал его, подтвердят, что он был именно такой возвышенной личностью, а тем, кто его не знал, мы сможем немного о нем рассказать.

В честь ухода этой необыкновенной личности, Калакантха разыскал в лос-анжелесской общине нескольких преданных, которые хорошо знали Джаянанду Прабху, и записал их воспоминания о его вайшнавских качествах. Хотя мне показалось, те, кто хорошо знал его, ощутят некоторую неполноту в освещении каких-то качеств его характера, из этих рассказов все же можно составить довольно точное представление о том, что за личность был Джаянанда.

Для нас, вайшнавов, его жизнь является ярким примером стремления к чистому преданному служению. Есть несколько преданных, которые трудились вместе с Джаянандой на Ратха-ятре 1976 года. Та Ратха-ятра оставила у них, наверное, самые глубокие воспоминания о Джаянанде, а их рассказы о нем могут дать некоторое представление о первых годах его пребывания в обществе преданных. Немало людей пришло в Движение под влиянием Джаянанды, и каждый на себе испытал заботу, которой он окружал даже тех, кто только-только приблизился к процессу преданного служения. И я думаю, что у многих из них есть свои, особые воспоминания.

Джаянанда много раз говорил мне, что практически находился в тупике накануне встречи со Шрилой Прабхупадой в 1967 году. Он рассказывал: «Я даже выпивать бросил, просто сидел в своей комнате и ни о чем не думал. Увидев статью в газете о Шриле Прабхупаде, я сразу понял, что этот человек может мне помочь. Вокруг этой личности околачивались хиппи, а я не принадлежал к их числу, поэтому сомневался, стоит ли туда идти. Но все же пошел, потому что искал хоть какого-то способа развеять свою тревогу. Мои боль и тоска достигли такой степени, что больше не было сил их терпеть».

В больнице «Гора Синай» Джаянанда впервые понял, что может не дожить до начала Ратха-ятры. Он написал письмо Шриле Прабхупаде, в котором вспоминал, как присоединился к Движению. И даже столько лет спустя, считай, десять лет прошло, его настроение состояло сплошь из благодарности к Шриле Прабхупаде за то, что тот не только одарил его беспричинным преданным служением, но и ввел в общество преданных. Его зрелость преданного проявилась в том, что и десять лет спустя он вспоминал первые впечатления от встречи со Шрилой Прабхупадой с огромным наслаждением. А мне Джаянанда как-то сказал: «Я никогда не терял чувства благодарности к Шриле Прабхупаде». Это великолепнейший образец вайшнавского сознания, когда человек чувствует себя глупцом и негодяем перед духовным учителем и при этом полностью предан ему.

Джаянанда вспоминал, что, посещая те ранние лекции Шрилы Прабхупады, поначалу чувствовал себя виноватым, поскольку приходил туда в основном поесть, но Прабхупада продолжал вдохновлять его. Джаянанда рассказывал, как Прабхупада готовил разные блюда и размещал их на большом металлическом подносе, а потом накладывал Джаянанде в тарелку с этого подноса. Он подкладывал и подкладывал, пока Джаянанда не наедался досыта. Эта забота, как потом понял Джаянанда, проявила в его сердце некоторое чувство взаимности и побудила его давать Прабхупаде небольшие пожертвования из своей зарплаты таксиста. Он рассказывал, что понимал тогда свое везение, ведь, приходя в храм по утрам, когда там больше никого не было, знал, что его накормят и об этом позаботится сам Прабхупада.

По вечерам, когда Джаянанда приходил после рабочего дня, который проводил за рулем такси, все пели и наслаждались разнообразной деятельностью в сознании Кришны. Но Шрила Прабхупада либо оставлял ему прасад, либо специально готовил для него и удалял остальных преданных, чтобы самому покормить Джаянанду праса- дом.

В Нью-Йорке Джаянанда распространял прасад с «праздничного грузовика». Именно он ввел обычай не раздавать его, а разбрасывать! Смешно, конечно, но у других не всегда получалось это удачно, и много прасада пропадало. Но Джаянанда так заражал всех своим энтузиазмом, что каждый старался поймать прасад из его рук. Когда я вернулся из Индии и рассказал ему о желании Шрилы Прабхупады начать завоевывать Нью-Йорк посредством распространения прасада в этом городе, Джаянанда чрезвычайно воодушевился и с большим жаром взялся за дело. И всегда носил с собой прасад для

Навигация:

Страница 85
Страница 84
-- Страница 83 --
Страница 82
Страница 81