Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 67 ------

Виджитатма пр, Ведаприя м - Навадвипа-дхама - Страница 67

считают, что прославленный логик по имени Рагхунатха Широмани также был учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. По сути дела, Сарвабхаума Бхаттачарья стоял во главе всех логиков своего времени. Хотя сам он был грихастхой (семейным человеком), он обучал логике даже многих саннъяси».

Сарвабхаума Бхаттачарья открыл в своем доме школу нава-ньяи («новой логики»), где обучалось логике множество

Мемориал на месте дома Сарвабхаумы Бхаттачарьи

молодых студентов. Школа продолжала существовать даже после того, как прославленный ученый по приглашению царя Ориссы Махараджи Пратапарудры уехал в Пури.

«В Джаганнатха-Пури Сарвабхаума Бхаттачарья основал школу философии веданты, большим знатоком которой он также являлся. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья впервые повстречал Шри Чайтанью Махапрабху, он пригласил Господа изучать веданту под его руководством, но позже сам стал учеником Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы узнать от Него об истинном смысле веданты. Сарвабхауме Бхаттачарье посчастливилось увидеть шестирукий образ Господа Чайтаньи, Шадбхуджу... Сарвабхаума Бхаттачарья написал книгу из ста стихов, которую называют «Чайтанья-шатака» или «Сушлока-шатака»... «Гаура-ганоддеша- дипика» (119) называет Сарвабхауму Бхаттачарью воплощением Брихаспати, мудреца с райских планет» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.130, комм.).

Нимай Пандит

Во времена Своего отрочества Господь Чайтанья был целиком погружен в учебу, и, казалось, ничто другое Его не интересует. Поднимаясь ранним утром, Он спешил в дом Гангадасы Пандита, где Его уже ждали верные приверженцы

— среди сверстников Нимай был признанным лидером. Он открыто спорил со всеми, кто осмеливался на независимые суждения. Нимай и Его друзья обычно выходили победителями в таких спорах. Если кто-то из одноклассников осмеливался в Его присутствии блеснуть знанием писаний или грамматики санскрита, Нимай сразу высмеивал его:

— Это кто пытается отвергнуть или превзойти Меня?! Кто этот великий ученый? Имеет ли он понятие о правилах спряжения, что с глупым самодовольством берется за грамматику?! Им движет одно тщеславие! Эй, невежественный знаток, ты же не ответишь ни на один Мой вопрос в открытом диспуте!

Нимай был лучшим учеником в школе Гангадаса Пандита. Впоследствии, в совершенстве освоив санскрит и логику, Он открыл собственную школу. В самом радостном расположении духа Он часто гулял по улицам Навадвипы, окруженный Своими учениками и одноклассниками, восхищая всех блестящим

остроумием. В руках Его были книги. Никто в Навадвипе не осмеливался искать ошибки в Его рассуждениях, и лишь брахман Гангадаса Пандит мог дискутировать с Господом.

Исполняя желание Гангадасы, а также желая поддержать семью, Нимай открыл собственную школу, где стал обучать санскриту. Он написал собственный комментарий к учебнику грамматики. Одновременно с этим Он занялся изучением логики в школе Васудевы Сарвабхаумы и тоже начал писать комментарии. Несмотря на юный возраст, Нимай преподавал настолько блестяще, что приводил в изумление всех, включая самого Гангадасу Пандита.

Нимай Пандит приходил в школу Сарвабхаумы и устраивал здесь дебаты. Сарвабхаума к тому времени уехал в Пури, и школу возглавлял один из его учеников — Рагхунатха (Канабхатта) Широмани. С его именем связана следующая история.

Рагхунатха Широмани

Рагхунатха был учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он жил и учился в Видьянагаре и был великим знатоком логики. Однажды он задумал написать книгу, комментарий на труд

Божества Гаура-Нитай в Видьянагара Гаудия Матхе

великого логика Гангешопадхьяи «Таттва-чинтамани». Этот прославленный логик был основателем школы нава-нъяи — «новой логики», которой учил и Сарвабхаума. Книга Рагхунатхи — «Дидхити» — должна была прославить его имя. Он очень долго работал над ней, и когда, наконец, рукопись была почти готова, с ним произошло следующее.

Рагхунатха переправлялся на лодке через Гангу. Рядом с ним сидел Нимай Пандит.

— Слушай, Рагхунатха, — сказал Он. — Недавно Я написал книгу по логике. Хочешь посмотреть?

Господь рассказал немного о Своем труде, и Рагхунатха побледнел. Книга Нимая почти полностью повторяла Его собственную, но раскрывала тему гораздо шире и лучше объясняла предмет. Господь, заметив его подавленное состояние, спросил:

— Ты расстроился? Почему? Я думал, тебе понравится Моя книга.

Сдавленным голосом Рагхунатха ответил:

— Я столько трудился, работая над той же темой, что и Ты. Моя рукопись почти закончена, но теперь я вижу, что все мои труды пошли прахом. Ведь Твоя книга намного лучше...

Господь Чайтанья улыбнулся, достал Свою рукопись и бросил ее в воду:

— Пусть твой труд прославится по всему миру.

Господь Чайтанья в доме Видья Вачаспати

Видья Вачаспати был братом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Его дом находился в Видьянагаре. Господь Чайтанья останавливался здесь на пути из Пури во Вриндаван. «Чайтанья-Бхагавата» так рассказывает об этом.

В Видьянагаре Господь Чайтанья вместе со слугой остановился у Шри Видьи Вачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Увидев неожиданного гостя, Видья Вачаспати сразу понял, что перед ним не кто иной, как Сам Господь Гаурасундара. Господь ласково улыбался ему, счастливый тем, что видит святого брахмана. Он обнял Видью Вачаспати и сказал:

— У Меня есть к тебе одна просьба. Сердце зовет Меня во Вриндаван, но прежде Я хотел провести несколько дней здесь, омыться в Ганге. Пожалуйста, найди Мне спокойное место для омовения, где Меня не будут преследовать огромные толпы.

Видья Вачаспати внимательно выслушал Господа и согласился помочь Ему.

Шри Чайтанья Махапрабху остался в его доме на несколько дней. Но может ли человек скрыть солнце? Вся Навадвипа уже знала о прибытии Господа. Как пожар, повсюду распространился слух, что Шри Чайтанья остановился в Видьянагаре. Ликуя, люди толпами шли к дому Видьи

Навигация:

Страница 69
Страница 68
-- Страница 67 --
Страница 66
Страница 65