Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 40 ------

Радханатха Свами - Сила Майи - Страница 40

джата-спрхо нрпам випрах

канйам экам айачата

со ’пй аха грхйатам брахман

камам канйа свайамваре

Саубхари Риши предавался аскезе, погруженный в воды реки Ямуны. Однажды он увидел пару рыб, занятых брачными играми. Глядя на них, он почувствовал, как в нем пробуждается жажда плотских удовольствий. Гонимый этой жаждой, он отправился к царю Мандхате, чтобы просить себе в жены одну из его дочерей. В ответ на просьбу Саубхари царь сказал: «О брахман, каждая из моих дочерей должна сама выбрать себе мужа».

Комментарий: Так начинается история о Саубхари Муни. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что Мандхата правил в Матхуре, а Саубхари Риши совершал аскезу, погруженный в воды реки Ямуны. Почувствовав жажду плотских наслаждений, риши вышел из воды и отправился к царю Мандхате, чтобы попросить одну из царских дочерей в жены.

са вичинтйаприйам стринам

джаратхо ’хам асан-матах

вали-палита эджат-ка

итй ахам пратйудахртах

садхайишйе татхатманам

сура-стринам абхипситам

ким пунар мануджендранам

ити вйаваситах прабхух

Саубхари Муни подумал: Я стар и немощен. Мои волосы поседели, кожа одрябла, а голова постоянно трясется. Кроме того, я — йог, а йоги не нравятся женщинам. Раз царь отверг меня, я преображу свое тело и стану желанным даже для небесных дев, не говоря уже о дочерях земного царя.

муних правешитах кшатра

канйантахпурам рддхимат

вртах са раджа-канйабхир

экам панчашата варах

После того как Саубхари Муни преобразился в молодого и красивого юношу, царский посланник отвел его в роскошные внутренние покои, где жили царевны. Увидев прекрасного Саубхари, все пятьдесят царевен захотели выйти замуж за него одного.

тасам калир абхуд бхуйамс

тад-артхе ’похйа саухрдам

маманурупо найам ва

ити тад-гата-четасам

Царевны были так очарованы Саубхари Муни, что, забыв о том, что приходились друг другу сестрами, стали ссориться и спорить, говоря одна другой: «Он подходит мне, и не годится тебе». Так между сестрами разгорелась нешуточная ссора.

са бахв-рчас табхир апаранийа-

тапах-шрийанаргхйа-париччхадешу

грхешу нанопаванамаламбхах-

сарахсу саугандхика-кананешу

махарха-шаййасана-вастра-бхушана-

снананулепабхйавахара-малйакаих

сваланкрта-стри-пурушешу нитйада

реме ’нугайад-двиджа-бхрнга-вандишу

Поскольку Саубхари Муни в совершенстве владел искусством произнесения мантр и долгое время предавался аскезе, он обрел все мыслимые блага: богатый дом, одежды, украшения, нарядных служанок и слуг, парки с чистыми прудами и сады. В садах росли благоуханные цветы, щебетали птицы, жужжали пчелы и пели лучшие певцы. Дом Саубхари Муни был обставлен дорогими ложами и сиденьями, в нем были купальни, много украшений, воздух в нем был напоен запахом сандалового масла, цветочных гирлянд и изысканных яств. Так, окруженный роскошью, Муни жил в этом доме со своими многочисленными женами.

Комментарий: Саубхари Муни был великим йогом. Совершенства, обретаемые с помощью мистической йоги, позволяют владеть восемью материальными силами: анимой, лагхимой, махимой, прапти, пракамьей, ишитвой, вашитвой и камавасайитой. Владея этими силами, Саубхари Муни обрел удивительные возможности для наслаждения жизнью. Слово бахв-рча означает «искусный в произнесении мантр». Материальные богатства можно обрести с помощью обычных материальных способов, а можно и с помощью мантр. Произнося мантры, Саубхари Муни стал необычайно богат, но это не сделало его счастливее. Как станет ясно из последующих стихов, Саубхари Муни глубоко разочаровался во всей этой роскоши и, оставив все, снова ушел в лес, чтобы вести жизнь ванапрастхи. Только тогда он обрел настоящее совершенство. Если человек не является атма-таттва-вит и не знает о ценности духовной жизни, он может получать удовольствие от материального богатства. Но тому, кто познал атму, материальное богатство не приносит особой радости. Таков урок, который можно извлечь из истории жизни Саубхари Муни.

***

Это удивительное повествование Шрилы Шукадевы Госвами. Это глава называется «Падение Саубхари Муни». И из этой истории можно извлечь очень важный урок. Саубхари Муни был великим йогом. Его могущество, благодаря его великой аскезе, было известно на всю вселенную. Саубхари Муни был способен совершать чудеса, которые немыслимы даже для человеческого разума. Такова система аштанга-йоги. Это механический метод, благодаря которому управляю своими чувствами, управляя своей праной (жизненным воздухом), мы можем обрести власть над тонкими силами материального творения, и совершать удивительные деяние, которые невозможны для обычных простых смертных.

У Саубхари Муни была способность годами напролёт медитировать, находясь на дне реки. Конечно, в «Бхагавад-гите» объясняется, что если мы хотим найти подходящее место для медитации, оно должно быть абсолютно тихим и свободным от беспокойств. Но в этот век, особенно в Кали-югу, столько беспокойств. Мы видели: даже если вы подниметесь очень высоко в Гималаи в поисках совершенного мира, покоя. Если вы попытайтесь избавиться от всех современных изобретений, технологий, время от времени все равно над вашей головой будут пролетать реактивные самолеты. И вы поймете, что практически сегодня некуда податься, где не было бы беспокойств от современных технологий.

Конечно, это происходил в минувшую эпоху. И для того чтобы найти полную неприкосновенность ото всякого человеческого вмешательства, он решил отправиться туда, куда не может добраться никакой человек. На дно реки, где абсолютно тихо. Там, где нет никаких беспокойств. И там он сел в медитацию. Вы

Навигация:

Страница 42
Страница 41
-- Страница 40 --
Страница 39
Страница 38