Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Возрождение любви
------ Страница 33 ------

Возрождение любви - Страница 33

сказал мне: «Если делаешь благое дело и рассказываешь об этом, то теряешь большую часть благой заслуги от сделанного». А нам порой так хочется награды даже за то, чего мы не сделали.

Винить других в своих неудачах — еще одно качество человека с низкой самооценкой. Он всегда ищет причины проигрыша на стороне и винит других. А человек с нормальной оценкой берет на себя ответственность за свои действия, не ищет причин и не винит других, но старается улучшить себя и свои поступки. Человек с низкой самооценкой очень зависит от подтверждений его хороших качеств, одобрения и похвал. Ради этого он готов льстить и идти на компромиссы с совестью. Он обижается, если не слышит лести. А нормальный человек хочет говорить и слышать только правду, даже если это ему больно и неприятно. Он всегда стремится поступать соответственно дхарме, даже если это лишит его популярности и обожания толпы.

На человека всегда влияет окружение. Сегодня молодежь особенно подвержена влиянию со стороны. Большинство людей курят и пьют не потому, что они в самом деле этого хотят. Они так делают, чтобы выглядеть «крутыми», чтобы быть принятыми своим окружением. Веку Кали присущи эти «ценности». Но если в этот век Кали вас одобряют и принимают в соответствии с ценностями и устоями этого века, значит, ваше состояние должно вызывать серьезные опасения прежде всего у вас самих.

Сохранять цельность и чистоту значит понимать, что вредно, а что полезно, избегать вреда и стремиться к духовной пользе вопреки критике и насмешкам. Если вы остаетесь верны себе, те же люди, которые сегодня критикуют вас, придут к вам, когда им будет трудно, ведь они видели, что у вас есть цельность и сила.

Люди с низкой самооценкой завидуют успехам других. Суть их зависти — пустота, недостаток полноты. Завидует человек, которому чего-то не хватает: любви, богатства, уважения. И тогда он начинает ненавидеть всех, кто, как ему кажется, живет лучше. Но человек с адекватной самооценкой желает всем блага и ему не важно общественное почитание, он заботится о чистоте своей жизни, а не о выгоде или одобрении, не о модности и комфортности мебели и своих слов. Он оценивает свою жизнь по тому, что дает другим.

Самоосознание не означает, что нужно сосредоточиваться на своем эго. Напротив, самоосознание это освобождение от эго, потому что только так можно прийти к состоянию внутренней полноты.

В «Шримад-Бхагаватам» есть история о Махарадже Дхруве. В пять лет от роду ему пришлось пережить страшное с материальной точки зрения унижение. Все знают, сколь многими проблемами чревато пережитое в детстве унижение. Если человек, прошедший в детстве через унижение, не станет работать со своим умом, то будет долго страдать проблемами с самооценкой. Если родители суровы с ребенком, не поддерживают и не вдохновляют его, не заботятся, а только постоянно критикуют и наказывают, ребенок чувствует свою ненужность. Если же родители любят и одобряют, а в случае ошибки поправляют и даже наказывают ребенка, но так, что тот всегда уверен в их любви и поддержке, и говорят ему вдохновляющих слов больше, чем критики, то ребенок ощущает свою нужность. Родители учат ребенка принимать верные решения и отвечать за них, не оглядываясь на сомнительную оценку сомнительных людей. Махараджа Дхрува пережил психологическую драму. В жизни маленького ребенка очень важную роль играет отец. Он — пример для него, и одобрение отца чрезвычайно важно и нужно, особенно мальчику. Маленький Дхрува был естественным для ребенка образом привязан к отцу. Однажды он залез к отцу на колени, когда тот сидел на троне, но мачеха грубо одернула его: «У тебя нет права сидеть на троне отца, потому что тебя родила не я!» Эти слова были как нож по сердцу маленького ребенка. С надеждой он повернулся к отцу, но тот даже не возразил мачехе, поскольку его чувства были очень привязаны к ней. Дхрува растерялся, его губы задрожали, из глаз полились слезы, и он побежал к матери. Сунити услышала от женщин во дворце, что произошло, и сама расплакалась, увидев своего ребенка в таком состоянии, но ничем не могла ему помочь. Дхрува спросил ее, что он должен сделать, чтобы занять отцовский трон, и царица ответила, что только Вишну способен помочь ему в этом. Тогда Дхрува спросил у нее, где можно найти Вишну, и мать ответила, что Вишну иногда является великим риши, живущим в лесу и совершающим аскезы. Тогда Дхрува решил отправиться в лес и совершать там суровые аскезы ради достижения своей цели.

В лесу Дхруве явился мудрец Нарада, которого послал к нему Господь Вишну. Нарада попытался отговорить Дхруву, но мальчик настаивал на своем и принял Нараду как своего гуру. Нарада дал Дхруве мантру для медитации: ом намо бхагавате васудевайа. В течение шести месяцев Дхрува медитировал на эту мантру и совершал строгую тапасъю, не принимая пищи и воды. В конце концов Господь Вишну, приняв образ четырехрукой формы Бога, предстал перед ним. Дхруве было всего пять лет, и он был в таком экстазе, что не смог бы произнести ни слова, но Господь погладил

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31