Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Великие вайшнавы (Том 2) - Страница 36

вернулись и доложили: «То, что делает Бхакти Тиртха Свами, — невероятно! Он отправился туда, где ничего не было, и стал проповедовать африканцам. Он открыл десятки храмов, и они заполнены преданными, горящими энтузиазмом. Он устроил общины и воскресные школы, детские дома. Преданные там проводят большие харинамы и распространяют книги. Во многих странах: в Гане, Замбии, Нигерии, Конго, на Берегу Слоновой Кости он открыл проповеднические центры. Побывав в этих странах, мы увидели, что он — самый успешный проповедник во всем мире!» Один из лидеров ответил на это: «Мы вам не верим. Он, наверное, какие-то чары на вас наслал!»

Бхакти Тиртху Свами многие критиковали, но еще больше людей знают его чистую преданность Прабхупаде, его невероятное сострадание к обусловленным душам.

Махарадж делился со мной трудностями, с которыми он столкнулся в Африке. На него насылали различные проклятия и даже хотели убить колдуны Вуду. Он болел разными тропическими болезнями. У него не было возможности нормально питаться, потому что пищу готовили так, что он не мог ее переварить.

Это было очень сложно, но самая большая опасность исходила от правительств, потому что в тогдашней Африке кровопролитные военные мятежи были таким же обычным делом, как в других странах — выборы. Какие-нибудь крупные черные мафиози вместе со своими приспешниками врывались в правительственный дворец, убивали президента, всех остальных и сами становились правителями страны. Как проповедовать в таких условиях? Если нет поддержки правительства, это невозможно. А если есть поддержка правительства, это опасно, потому что при очередном мятеже новые власти убивают не только правительство, но и всех тех, кого это правительство поддерживало.

Что можно делать в таких условиях? С одной стороны, обязательно нужно устанавливать какие-то отношения с правительством, а с другой — быть готовым к тому, что в любой момент власть в свои руки могут взять его враги. Там это была не просто теория.

Бхакти Тиртха Свами должен был быть в высшей степени чутким и очень разумным в своих отношениях с правительствами. В какую бы сторону он ни отклонился, это могло грозить ему смертью. Нужно было искать золотую середину.

И в этой среде, во всех этих странах сознание Кришны, тем не менее, развивалось, а Бхакти Тиртха Свами стал таким влиятельным, что ежедневно выступал на телевидении, по радио, проповедовал в газетах и журналах. Люди смотрели на него как на инструмент в руках Бога. У него находились ответы на все вопросы и решения многих духовных и материальных проблем. Он оказывал духовную помощь президентам, премьер-министрам, другим главам государств. Его почтили, избрав царем одного африканского племени. В понимании африканцев это очень престижное положение. Такой почет оказывается только самым возвышенным слугам народа. Тысячи людей должны были поместить его фотографию в своих домах, потому что он стал вождем их племени. Это особая честь.

В то время, в начале 80-х годов, по всему миру провели опрос, кто является самым популярным человеком. Победителем стал знаменитый экс-чемпион по боксу Мохаммед Али. Он был очень харизматичной личностью, очень интересным собеседником и при этом хорошим боксером. А духовным наставником Мохаммеда Али в то время был Бхакти Тиртха Свами Махарадж.

Он проповедовал в самых разных слоях общества. Он сблизился с Нельсоном Манделой, с лидерами Организации Объединенных Наций, с президентами и премьер-министрами различных стран Африки. И наряду с этим он начал претворять в жизнь невероятный проповеднический проект в Вашингтоне, столице Америки.

В 80-х годах он обратил внимание на то, что лидеры общества, интеллигенция держатся в стороне от нашего Движения. Шрила Прабхупада часто говорил, что если лидеры общества не становятся преданными, то мы не сможем что-либо изменить в этом мире. В одном из писем он писал, что если удастся сделать преданным одного студента, это равноценно приходу в Движение сотен других людей, потому что студенты в будущем станут лидерами в своих областях.

Помню, что когда я увидел это письмо, оно побудило меня посвятить восемь лет своей жизни проповеди только в университетах и колледжах — до тех пор, пока меня не послали обратно в Индию. Но даже там я в основном проповедую в колледжах и университетах.

Итак, в 80-х годах Бхакти Тиртха Свами стал проводить курсы в Гарвардском университете в Вашингтоне. Эти годы отличались от 70-х и 60-х, когда было много хиппи, искавших высших уровней сознания. Америка стала во многих отношениях гораздо более консервативной и сосредоточенной на экономике. Даже молодое поколение было сосредоточено на финансах.

Шрила Прабхупада основал Институт Бхактиведанты и все время воодушевлял преданных действовать в этом направлении. Он говорил: «Одевайтесь, как ученые, говорите на их языке и постепенно убедите их в несовершенстве современной науки, чтобы познакомить их с сознанием Кришны». Проповедь Института Бхактиведанты может показаться косвенной. Эти проповедники не появлялись в дхоти и с бритыми головами и не провозглашали с трибуны: «Кришна — Верховная Личность Бога, повторяйте Его Имя и будьте счастливы!» Они приходили с дипломами, в костюмах и галстуках и говорили о различных научных теориях, постепенно показывая недостатки дарвиновской теории. При этом они не цитировали «Бхагавад-гиту», но пользовались ее логикой. Они использовали факты различных научных

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34