на это место. Там не росло ничего, кроме Туласи. Когда Бхактивинод Тхакур поставил корзину на землю, Джаганнатха Дас Бабаджи, который много лет не стоял на ногах, выскочил из корзины и стал танцевать, высоко подпрыгивая с криками: «Джая Шачинандана! Это место явления Господа Чайтаньи!»
Бхактивинод Тхакур всю жизнь прекрасно служил Господу Чайтанье и постоянно молился Ему: «Пожалуйста, пошли мне кого-нибудь, кто поможет мне в моей миссии. Пошли мне луч Вишну, который осветит мой путь, чтобы я мог распространить славу санкиртаны и чистой любви к Богу». И в ответ на эту молитву в Джаганнатха Пури у него родился сын, в котором были проявлены все признаки маха-пуруши. Когда он был еще маленьким ребенком, на Ратха-ятре колесница остановилась прямо напротив дома Бхактивинода Тхакура на обочине главной дороги. Мать Бхагавати вынесла маленького сына, чтобы он получил милость Господа Джаганнатхи.
Как только она положила его к стопам Господа, с Божества упала гирлянда, которая окружила ребенка со всех сторон. Бхактивинод Тхакур понял, что его молитвы были услышаны.
Он был домохозяином, у которого было десять детей, и, несмотря на это, продолжал свое служение. Он относился к своему дому как к храму Радхи-Мадхавы. В одной из своих песен он писал: «Возвращаясь домой, я вижу, что преданность моей семьи превратила его в Голоку Вриндавану». Бхактивинод Тхакур был полностью поглощен повторением Святых Имен Господа и проповедью Святого Имени. Его жизнью и душой была проповедь сознания Кришны. Он предсказал, что однажды наступит день, когда люди всего мира — американцы, европейцы, русские, африканцы и индусы соберутся вместе подобно братьям и сестрам и будут громко петь Святое Имя. Это была его мечта и его видение: чтобы люди собирались в Майапур-дхаме изучать жизнь и учение Господа Чайтаньи, чтобы в деревнях и городах люди пребывали в настроении Господа Чайтаньи и воспевали Святые Имена.
Сын Бхактивинода Тхакура Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принял это видение как свою жизнь и душу. Он основал около шестидесяти четырех храмов по всей Индии, а его дорогой ученик, наш возлюбленный гуру Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада принял это видение своих предшественников как свою жизнь и душу и путешествовал по всему миру, неся это послание и распространяя славу Святых Имен.
Это Вриндавана-бхакти, это дух бриджабаси: выражать свою любовь к Радхарани, Гопиджанаваллабхе и Их преданным не механически, а с чувством. Настроение, в котором Гханашьям Баба служил Гопиджанаваллабхе, было спонтанным и сладким. Его преданное служение Господу было не долгом, не бременем - это была привилегия! Высшая привилегия!
Гханашьям Баба из храма
Шри Шри Радха-Гопиджанаваллабхи
Храм Шри Шри Радха-Гопиджанаваллабхи посещают не многие паломники. Я считаю своей большой удачей привести вас сюда, чтобы поделиться с вами особой милостью, которую эти Божества пролили на меня через Их возлюбленного слугу Гханашьяма даса Бабу Шри Чайтанья Махапрабху учил: гопи бартух пада-камалайор, даса-даса-анудаса. Стремление, которое мы должны обрести, не должно быть связано с материальными отождествлениями. В истинном бхакти мы должны быть свободны от всех временных отождествлений: нашего тела, нашего имени, семьи, из которой происходим, каких-то навыков, которые мы имеем, даже положения, которое мы занимаем в служении Господу, будь то положение главного пуджари, президента храма или гуру... Все это — временные отождествления, а главная наша сущность — быть слугой слуги слуги Господина гопи. Чтобы стать такими, мы должны быть тринад апи суничена, что в действительности означает «быть слугой слуги слуги».
В этом состоянии сознания и сердца мы становимся восприимчивыми к славе Святого Имени, к Хари-катхе, к милости гуру и вайшнавов. Такого рода смирение — это дух бескорыстного служения. Проти-воположен этому основной принцип материального существования: я господин; я хочу наслаждаться, удовлетворяя свои чувства, и хочу наслаждаться признанием и престижем.
Природа души — наслаждение. Когда мы забываем о том, что истинное положение души — ахай-туки апратихата — бескорыстное и непрерывное служение Верховному Господу, мы хотим быть собственниками того, что нам дается, и пытаемся наслаждаться этим. Это болезнь, а вся материальная цивилизация построена на том, что достигнутый успех лишь усиливает эту болезнь.
Но настроение Вриндавана прямо противоположно материальному сознанию. Преданные Вриндавана абсолютно не заботятся о своем собственном счастье и благосостоянии — они обеспокоены лишь благосостоянием Кришны. Ради того, чтобы унять головную боль Кришны, гопи готовы отправиться навечно в ад, дав пыль со своих стоп. Кто еще готов на такое? Это бескорыстное служение. Это настоящая любовь. Желание освобождения в сравнении с любовью жителей Вриндавана считается оскверненным корыстолюбием. Кришна говорит: «Я больше всего удовлетворен, когда вы поклоняетесь и служите Моим преданным». Вы не можете обратиться к Кришне, не служа Его преданным.
Этот принцип легко понять теоретически, но до тех пор, пока мы не увидим пример людей, живущих в таком настроении, очень трудно на самом деле осознать, что это такое. Я многому научился у Гханашьяма даса Бабаджи...
В 1971 году я, путешествуя как садху вместе с шиваитами, сел на поезд из Непала в Алларнатх. Поезд шел, набитый битком, и я ехал стоя. Дышать было нечем. Первая остановка была через сорок часов. На этой станции я, кое-как пробравшись