бы о преданных, чтобы они были счастливы в течение всей своей жизни, служа Кришне. Шрила
Прабхупада установил на очень высоком уровне распространение книг, открыл более сотни храмов, начал проповедь
по всему миру. Но в какой-то момент Шрила Прабхупада сказал, что пора "кипятить молоко", т. е. мы должны
продолжать проповедническую миссию, но при этом необходимо приложить максимальные усилия в воспитании и
обучении преданных: как им стать настоящими вайшнавами, как научиться следовать садхане, как они должны
понимать и правильно выполнять обязанности брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или санньяси.
Особенно важно воспитывать и учить преданных этикету вайшнавов. Чаитанйа Махапрабху говорил, что
соблюдение этикета вайшнавов - это то, что украшает преданного в глазах Бога. Что такое этикет вайшнавов? Это
воспитание, которое позволяет нам как следует уважать, заботиться и любить друг друга. Это важно и необходимо
делать прямо сейчас. Поэтому разумный преданный понимает, что сейчас необходимо создать социальную систему,
с помощью которой можно реализовать эти принципы сознания Кришны. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы все
вместе работали над этим.
Глава 4
Подход храма Шри Шри Радха-Гопинатхи
В нашем храме Шри Шри Радха-Гопинатхи в Бомбее мы попытались осуществить и применить на практике сам
дух варнашрамы. Мы разработали определенный подход, как занимать преданных в преданном служении. Наши
лидеры с самого начала, с первого дня, когда преданный приходит в храм, начинают думать: что надо сделать, чтобы
этот человек был счастлив в сознании Кришны в течение следующих 40 лет? В других храмах часто играет роль
одно требование: что надо сделать сегодня? Сегодня нам нужны деньги и ты должен идти и зарабатывать, или нам
нужен повар, или уборщик. То, что нужно сделать сегодня - нужно сделать, но беда в том, что если человек в
течение 10 лет делает то, что "нужно сегодня", то он, в конце концов, понимает, что у него нет никакого будущего.
Это совсем не то, что хотел Шрила Прабхупада. Важнее сиюминутных требований - необходимость занять
преданного таким образом, чтобы он был счастлив до того самого дня, как он оставит свое тело и вернется обратно к
Богу.
Мы разработали различные программы, которые по милости Шрилы Прабхупады хорошо себя
зарекомендовали. Мы начали работать над этим около 6 лет назад. Вначале никто не принимал это всерьез, потому
что в основном всех интересовало только то, что нужно "делать сегодня". Но мы должны думать о будущем нашего
движения и Шрила Прабхупада возложил эту ответственность на нас.
Не всегда можно точно определить к какой варне принадлежит человек, но проблем с определением ашрама не
возникает. Наши программы предусматривают воспитание идеальных брахмачари и грихастх, как наиболее
многочисленных групп, а также ванапрастх и санньяси. Большинство прихожан составляют грихастхи, и мы
подробно остановимся на этой группе.
Глава 5
Забота о грихастхах
Если мы хотим создать общину сознания Кришны, то должны воспитать грихастх, которые живут вне храма.
Если у преданного есть дом, семья, профессия и в то же время он уважаем в обществе, в котором он живет,
соблюдает садхану и имеют горячее желание служить миссии Шрилы Прабхупады и вайшнавам - это идеально.
Грихастх надо воспитывать. Как сделать так, чтобы они могли зарабатывать деньги и общаться с
материалистическими людьми и в то же время поддерживать садхану, общаться с преданными; как воспитывать
правильным образом своих детей, чтобы они становились преданными?
Ко мне приходит много грихастх, они рассказывают о своих разнообразных проблемах и каждый думает, что у
него уникальная проблема. Но мое понимание заключается в том, что проблемы одни и те же. Старшие грихастхи
могут помочь в их решении - в этом заключается идея системы кураторов. Грихастхи лучше, чем санньяси могут
понять грихастх и помочь им, у них есть практический опыт и, кроме того, помогая другим, они будут сами
прогрессировать. Чем больше они проповедуют, тем больший энтузиазм испытывают. Мы начали создавать эту
систему кураторов с трех семейных пар и понадобилось определенное время и моя настойчивость, прежде чем
лидеры поняли необходимость этой системы и смогли внушить это другим. Мы сделали так, что один куратор
заботится о целой семье. Каждые две недели люди встречаются друг у друга дома. По определенной системе они
изучают философию сознания Кришны и каждый раз они сдают что-то вроде экзамена по тому материалу, который
они изучали в прошлый раз. Каждый член группы учится вести киртан, устанавливать алтарь и поклоняться ему,
готовить хороший прасад, соблюдать строгую садхану. На каждой встрече уделяется большое внимание этикету
вайшнавов, каким образом оказывать почтение вайшнавам и правильно общаться друг с другом. Также отводится
определенное время, когда преданные обсуждают какие-то практические вопросы. Помимо этих встреч куратор
лично общается с каждым из своей группы. Когда это было принято всерьез, сотни людей стали включаться в это.
Пройдя такое обучение, они также становились идеальными грихастхами и получали возможность обучать других.
Мы начали с трех семей, которые заботились о 15 семьях, а сейчас у нас 40 семей кураторов, которые заботятся о
700 семьях. В этих 700 семьях около