закончится ужасным бедствием.
- Но ты же завоюешь царство, Арджуна!
- Я не желаю царства. Я не понимаю, что может принести мне эта битва, где погибнут все мои родственники. О Говинда, ради чего я должен стремиться завоевать царство? Какой смысл в этом царстве? Какой смысл в счастье или даже в самой жизни, если не будет тех, с кем бы я хотел наслаждаться жизнью? О Мадхусудан, когда деды, учителя и другие родственники, готовые отдать свои жизни, стоят передо мной, как могу я желать их смерти, пусть даже если я сам потеряю свою жизнь?
- Ну, хорошо. Ты можешь не убивать старших членов своей семьи, но в любом случае ты должен убить сыновей Дхритараштры.
- Нет. Какое счастье мне это принесет? Какое-то время я смогу наслаждаться моим царством, но я неизмеримо долго вынужден буду страдать за то, что убью их. Грех падет на меня за убийство своих родственников. Счастье не ждет меня.
- Но они же агрессоры, Арджуна. Нет греха в том, чтобы убить агрессоров.
- Нет, без сомнения, это грех, Кришна.
- Почему, Арджуна, ты так уверен, ведь шастры говорят другое?
- Артха-шастра говорит, что это не повлечет греха, но дхарма-шастра выше. Дхарма-шастра говорит, что, убивая агрессоров, человек совершает грех.
- Ты не знаешь истины, Арджуна.
- Я знаю, что последствия придут, Кришна, особенно за разрушение династии. О Кришна, я уверен, что мы должны отказаться от битвы.
- Арджуна, почему бы тогда не отказаться Бхишме и Дроне? Они также знают об этом.
- Их сердца охвачены жадностью, Кришна. Но мы знаем истину, Кришна. Почему мы должны действовать так же, как они?
- Арджуна, долг кшатрийи - принять вызов.
- Да, Васудев. Но я вижу, что это неизбежно приведет к разрушению династии. С разрушением династии гибнут семейные традиции, а оставшиеся члены семьи становятся неверующими. Когда в семье господствует безверие, женщины этой семьи развращаются, а деградация женщин приводит к нежелательному потомству. О Кришна, я слышал из авторитетных источников, что те, кто разрушает семейные традиции, отправляются в ад. Как страшно то, что мы готовимся совершать такой ужасный грех, влекомые желанием наслаждаться царским счастьем. Уж лучше мне быть убитым безоружным на поле битвы, даже если я погибну от рук своих собственных родственников.
Саньджайа сказал:
- Затем Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, преисполненный горя. Увидев подавленное состояние Арджуны, преисполненного сострадания, Кришна заговорил:
ГЛАВА ВТОРАЯ
Обзор Бхагавад-гиты
- Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Это не подобает человеку, знающему, какова истинная ценность жизни, и приведет не к высшим планетам, а к бесчестию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту недостойную жалость и воспрянь, о ты, карающий врагов!
Арджуна сказал:
- Кришна, это не малодушие. Я говорю это, опираясь на религиозные принципы. Когда я вижу Бхишму и Дрону, я переполняюсь сочувствием к ним.
- Это слабость сердца, Арджуна. Отбрось это. Ты же Партха, сын Индрадевы!
- Это не слабость. Это сострадание, Кришна.
- Забудь об этом! Приготовься сражаться! Ты - парантапа, карающий врагов. Не становись объектом насмешек.
- Но как я могу воевать с такими людьми, как Бхишма и Дрона?
- А почему бы с ними не сразиться, Арджуна?
- Но они достойны моего поклонения, Кришна. Я должен предлагать им цветы, а не стрелы. Уж лучше я буду жить, нищенствуя, чем убивать своих родственников и учителей. Я готов отказаться от своей славы и собирать милостыню, тогда, по крайней мере, в будущем совесть моя будет чиста. Кроме того, такие великие души, как Бхишма, не падшие, а поэтому к ним ни в коем случае нельзя относиться непочтительно.
- Бхишма утратил свое величие, купленный за испорченные зерна, Арджуна.
- Тем не менее, убийство этих людей принесет мне страдание, Кришна. Победные трофеи будут осквернены, так как достанутся нам от этого падшего Дурйодханы. О Кришна, я даже не знаю, что лучше, победить их или быть побежденными ими. Если я убью сыновей Дхритараштры, жизнь для меня потеряет смысл. И сейчас они стоят перед нами на поле битвы.
- Сражайся или отправляйся просить подачки, Арджуна. Выбирай!
- Но что же лучше, Кришна? Кто победит?
- Ты победишь, Арджуна! Ты благочестив и ты - великий воин.
- Но я не хочу ни жить, ни победить. И уж тем более не хочу наслаждаться царством. О Кришна, слабость заставила меня утратить всякое самообладание. Я уже не вижу, в чем же мой долг. Пожалуйста, скажи, что же лучше для меня? С этих пор я - Твой ученик и душа, преданная Тебе. Прошу, научи меня.
- О Партха, ты так умело пользуешься аргументами на основании писаний и логики! Ты уже решил стать попрошайкой. Какова тогда необходимость в моих речах?
- Религиозные принципы очень сложно понять, Кришна. Пожалуйста, дай мне наставления!
- Все, что бы Я ни сказал, ты разбиваешь своей ученостью, Арджуна.
- Нет,