Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 90 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 90

другого. Шрила Рупа Госвами, давая в «Нектаре преданности» определение любви, отмечает именно это качество—способность направлять привязанность на один объект, не отвлекаясь на другие. Кунти хочет обрести бескорыстную любовь к Верховному Господу, развить полную сосредоточенность на Нем одном. В одном из предыдущих стихов «Шримад-Бхагаватам» Кунти просит Господа разрубить узы ее привязанности к Пандавам и Вришни, считая, что та мешает

ей полностью сосредоточить сознание на Кришне. Она хочет, чтобы Господь уничтожил всё, что препятствует ее преданности и молит Его об этом. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что каждому живому существу свойственно любить, и поэтому разрубить узел привязанностей не означает полностью отказаться от таких чувств, как любовь к другим людям. Любовь—естественное состояние сознания. Прабхупада объясняет, что Арджуна и Кунти молились о том, чтобы сосредоточиться на служении Господу и на своей естественной любви к Нему.

Рупа Госвами объясняет, что у Кунти естественная любовь к Верховному Господу проявлялась как ватсалъя-прити. У многих преданных такие отношения, но главные преданные, находящиеся в родительских отношениях с Кришной,—Нанда Махарадж и мама Яшода. Отношение Кунти к Кришне несколько иное, потому что она осознает божественную природу Кришны и Его великолепие.

Любовь к Кришне у преданных Вриндаваны отличается от тех чувств, которые питают к Нему преданные за его пределами. Арджуна находится в дружеских отношениях с Кришной, о чем в «Бхагавад- гите» говорит Сам Господь:

са эвайам майа те ’дйа йогах проктах пуратанах бхакто ’си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам

«Сегодня Я сообщаю тебе эту древнейшую науку взаимоотношений со Всевышним, ибо ты—Мой преданный и Мой друг и потому сможешь постичь трансцендентную тайну этого знания» (Б.-г., 4.3). Кришна употребляет в этом стихе слово сакха, «друг». В восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты» Кришна еще раз называет Арджуну Своим другом.

сарва-гухйатамам бхуйах шрину ме паромам вачах ишто ’ши ме дридхам ити тато вакишсши те хитам

«Так как ты—Мой дорогой друг, Я даю тебе Мои высшие наставления, самое сокровенное знание. Выслушай Меня, ибо это для твоего блага» (Б.-г., 18.64). Кришна доверяет Арджуне сокровенное знание, потому что он Его друг. О каком же сокровенном знании идет речь?

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру мам эваимйаси сатйам те пратиджане прийо ’си ме

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты—Мой дорогой друг» (Б.-г., 18.65).

У Арджуны дружеские отношения с Кришной, но порой Кришна его совершенно сбивает с толку, как

это было, например, на поле битвы Курукшетре, когда Господь показал Арджуне вселенскую форму. Преданные, у которых родительские и дружеские отношения, но за пределами Вриндаваны, относятся к Кришне как к Верховной Личности Бога.

Рупа Госвами пишет, что друзья Кришны бывают разных видов: пура-вайасйа (друзья за пределами Вриндаваны) и враджа-сакха (друзья во Врадже). Те друзья Кришны, которые живут во Вриндаване, относятся к Нему просто как к другу, в то время как у Его друзей за пределами Враджа в отношениях присутствует осознание величия Кришны как Верховного Господа. Увидев вселенскую форму Кришны, Арджуна стал раскаиваться в том, что относился к Нему без должной почтительности: «Что я натворил!—сокрушался он.—Мой Господь, глядя на Твою вселенскую форму, я начинаю понимать, какие ужасные оскорбления совершал. Пожалуйста, прости меня. Я ел с Тобой из одной тарелки, садился рядом, шутил с Тобой и вел себя с Тобой как с другом. Вспомнить страшно! Прости меня, пожалуйста. Только теперь я понимаю, как ошибался!» Хотя у Арджуны сакхъя-раса, установившиеся дружеские отношения и он любит Кришну, в то же время он осознает Его могущество. Все Пандавы—друзья Кришны, но с каждым из них отношения у Кришны несколько иные. Юдхиштхира Махарадж старше Кришны, и поэтому он относится к Кришне как к другу, но с оттенком родительской любви. Встречаясь с Юдхиштхирой Махараджем, Кришна ему кланяется, тогда как Арджуну и Бхиму обнимает. Накула и Сахадева младше Кришны, и поэтому при встрече кланяются

Ему, прикасаясь к Его стопам. Их отношения имеют оттенок дасьи, служения. У Юдхиштхиры Махараджа также присутствует отношение дасьи—вдобавок к сакхъе и ватсалье. Когда отношения представляют собой смесь рас, это называется санкула.

Рупа Госвами описывает умонастроение ма- мата-буддхи—«Кришна мой», когда преданный считает Кришну своим другом, сыном или возлюбленным, и только. Отношения с таким умонастроением называются кевала.

Друзья Кришны во Вриндаване бывают разного возраста: сухрит-сакхи, прия-сакхи и прия-нарма- сакхи. Сухрит—мальчики-пастушки, которые немного старше Кришны, и поэтому относятся к Нему с оттенком покровительства и стремятся защищать Его. Те пастушки, что младше Кришны, тоже Его друзья, но в их отношении к Нему есть оттенок служения. А прия-сакхи, одногодки, считают Его равным себе. Они катаются у Кришны на плечах и говорят Ему: «Ты такой же как и мы! Не думай, что Ты тут главный, мы все с Тобой равны». Все прия-сакхи относятся к Кришне как к равному, не иначе, и поэтому у них умонастроение мамата-буддхи особенно проявлено. «Кришна мой друг»,—убеждены они.

Так проявляется любовь, о которой Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «живые существа всегда любят, потому что любить—их природа». Он также пишет, что разрубить узел привязанностей не

Навигация:

Страница 92
Страница 91
-- Страница 90 --
Страница 89
Страница 88