Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 78 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 78

Но тем, кто склонен к сухим рассуждениям, и тем, кто идет путем самоосознания, совершая суровые аскезы и налагая на себя эпитимьи, а также людям, которые не видят разницы между телом и душой, приблизиться к Нему очень трудно» (Бхаг., 10.9.21). Нужно заслужить право увидеть и понять Бога. Мы не можем требовать от Кришны, чтобы Он явился перед нами, Верховный Господь не подчиняется приказам. Мы крохотны и слабы, а Он безгранично велик. Поэтому если вы хотите понять Бога, воспользуйтесь той возможностью, которую Он нам предоставил. У Господа есть право определять, каким путем можно к Нему приблизиться. Он помогает нам забыть о себе, и Он же указывает путь, следуя которому мы можем о Нем вспомнить.

сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джнанам апоханам ча ведаиш ча сарваир ахай эва ведйо веданта-крид веда-вид эва чахам

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед—постичь Меня. Я—истинный составитель „Веданты“ и знаток Вед» (Б.-г., 15.15). Мы не помним о Кришне, потому что Его энергия скрывает Его от нас.

Материальный и духовный миры являются проявлениями Его энергий, только первое из этих проявлений временное, а второе—вечное. Другая вечная энергия Господа—живые существа, включая и нас с вами. Мы частицы Верховного Господа, но между нами и Богом существует разница—мы можем попадать под влияние Его внешней энергии и забывать о Нем, но на Господа внешняя энергия не влияет. Шрила Прабхупада объясняет, как это происходит, на примере солнца и облаков. Облака появляются благодаря солнцу и могут скрыть его от наших глаз, но покрыть само солнце они не могут. Подобно этому Кришна создает материальную энергию, но Сам никогда не оказывается под ее влиянием; Он—повелитель материальной энергии, и поэтому для Него нет ни рождения, ни смерти. Живые существа также не рождаются и не умирают.

на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах аджо нитйах шашвато ’йам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (Б.-г., 2.20). Эти истины, которые провозгласил Кришна в «Бхагавад-гите», всегда верны, они не меняются со временем. То, что Кришна сказал пять тысяч лет назад, останется в силе всегда, ибо Кришна не провозглашал в «Бхагавад-гите» преходящие истины. Он за пределами материального мира, и поэтому Его видение совершенно.

ведахам саматитани вартаманани чарджуна бхавишйани ча бхутани мам ту веда на кашчана

«О Арджуна, будучи Верховной Божественной Личностью, Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я также знаю всех живых существ—Меня же не знает никто» (Б.-г., 7.26). Очень трудно понять Кришну, но Кришна понимает все в совершенстве—Он знает все, что происходит в духовном и материальном мире. Его экспансия, Сверхдуша, пребывает в сердце каждого живого существа, и поэтому Господь знает все живые существа куда лучше, чем они знают себя сами. Поэтому если Кришна что-нибудь говорит, Его слова совершенны и истинны.

Шрила Прабхупада говорит, что мы должны безоговорочно принять знание, которое дает нам Господь. Он объяснял: «Если вы хотите узнать, кто ваш отец, спросите у матери», и это очень простое и ясное сравнение, потому что кто лучше матери знает ответ на этот вопрос? Но если вы изберете любой другой путь для установления истины, вам придется нелегко. Точно так же, если вы хотите понять, кто такой Кришна, примите на веру утверждения Вед, с этого начинается процесс познания Кришны. Веды это знания, которые дал нам либо Сам Господь, либо осознавшие себя души. Но если вы попытаетесь искать Кришну без Его помощи, то, как говорит царица Кунти в своих молитвах, в вашей жизни не будет истинной красоты и цели.

бхагавад-бхакти-хинасйа

джатих шастрам джапас тапах апранасйаива дехасйа манданам лока-ранджанам

В этом стихе говорится о том, что если у человека нет бхакти, преданного служения, тогда благородное происхождение, принадлежность к великой нации, аскезы, покаяния и умение произносить ведические мантры будут не более чем украшениями на трупе, и годны только на то, чтобы ублажать толпу [«Хари- бхакти-судходая», 3.11].

В материальном мире все заняты тем, что пытаются украсить труп, потому что заботятся только о теле, хотя подлинная жизнь ничего общего с телом не имеет. Шрила Прабхупада пишет, что настоящая цивилизация должна помогать человеку познать свои вечные взаимоотношения с Богом, а иначе она ни на что не годна. Он приводит такую аналогию: «Если в самом начале расчетов допустить ошибку, написав, что два плюс два равно пяти, то какими бы мудреными не были дальнейшие вычисления, ответ будет неверным». Сколько бы времени и бумаги мы ни потратили на расчёты, допущенная в самом начале ошибка сводит на нет все усилия. То же самое относится и к человеческой цивилизации—сколь бы развитой не была технология, если в основу развития общества положен неверный принцип, развитие закончится крахом. Шрила Прабхупада говорит, что неверный принцип, положенный в основу современной цивилизации,—отождествление себя с телом. Технология

Навигация:

Страница 80
Страница 79
-- Страница 78 --
Страница 77
Страница 76