Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 57 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 57

свою жизнь.

ким праматтасйа бахубхих парокшаир хайанаир иха варам мухуртам видитам гхатате шрейасе йатах

«Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни» (Бхаг., 2.1.12). Итак, под жизненными потребностями надлежит понимать нечто большее, чем просто поддержание души в теле, но под влиянием энергии иллюзии живое существо думает иначе. Конечно, поддерживать душу в теле необходимо, и это можно назвать потребностью, но едва ли «жизненной», поскольку душа живет и без тела. С этой жизнью тоже связаны определенные потребности, и с материальным телом они не имеют ничего общего. Как видите, эти рассуждения просты и логичны, выводы напрашиваются сами собой, к ним легко прийти, но столь же легко забыть о них и пренебречь ими.

Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы понять, для чего предназначена человеческая жизнь. Мы обязаны заботиться не только о нуждах материального тела, но и о потребностях души. Жизнь коротка, Говинда дас сравнивает ее с каплей воды на листе лотоса. Он молится о том, чтобы поклоняться Господу Шри Хари, ибо первейшая, подлинная жизненная потребность состоит в том, чтобы развить сознание Кришны. Шрила Прабхупада прекрасно развивает эту мысль в комментарии к стиху, которому посвящена сегодняшняя лекция. Он пишет, что Верховная Личность Бога, Кришна, не подвержен материальному осквернению, Он вообще не связан непосредственно с материальной деятельностью. В «Бхагаватам» (1.11.38) об этом говорится так:

этад ишанам ишасйа пракрити- стхо ’пи тад-гунаих на йуджйате садатма-стхаир йатха буддхис тад-ашрайа

«В этом божественность Личности Бога: на Него не влияют качества материальной природы, даже если Он соприкасается с ними. Преданные, нашедшие прибежище в Господе, также не попадают под влияние материальных качеств». Шри Кришна полностью трансцендентен и не имеет ничего общего с материальными качествами.

йе чаива саттвика бхава раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на те ахам тешу те майи

«Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы—это они подвластны Мне» (Б.-г., 7.12). Кришна говорит, что влияние трех гун материальной природы очень трудно преодолеть.

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно» (Б.-г., 7.14). Сам Он неподвластен их влиянию. Джива Госвами объясняет это в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», сравнивая Господа с солнцем. Облака, дождь, тьма, снег— существуют только благодаря солнцу. Непогода доставляет людям множество беспокойств, но на солнце повлиять не может, несмотря на то, что без него не было бы ни облаков, ни тьмы, ни снега. Облака возникают, когда солнце испаряет воду океана. Они появляются на небе, иногда не к месту и не ко времени, и доставляют людям неприятности—например, они постоянно висят над Москвой, закрывают собой солнечный свет и то льют дождем, то сыплют снегом. Но солнце всегда находится над облаками и поэтому облака на него никак не влияют. Так и Верховный Господь—Он создал три гуны материальной природы, и они действуют, повинуясь Ему: майадхйакшена пракритих—«материальная природа действует под Моим присмотром» (Б.-г., 9.10).

Дальше Шрила Прабхупада объясняет транс- цендентую природу Кришны следующим образом:

джанма карма ча ме дивъям эвам йо ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма аити мам эти со ‘рджуна

«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна» (Б.-г., 4.9). Чтобы выйти из-под влияния трех гун материальной природы, человек должен принять прибежище Кришны, ведь Кришна всегда защищает Своих преданных.

махатманас ту мам партха даивим пракритим ашритах бхаджантй ананйа-манасо джнатва бхутадим авйайам

В этом стихе «Бхагавад-гиты» (9.13) Господь Кришна говорит о том, что преданных защищает Его внутренняя энергия, и поэтому на них не влияют три гуны материальной природы. Как же нам обрести покровительство внутренней энергии Господа? Нужно преобразовать наше материальное сознание в духовное. Настоящее, изначальное сознание духовно по своей природе—это сознание Кришны, но сейчас оно искажено влиянием материальной природы. Упав на землю, чистые капли дождя смешиваются с пылью и превращаются в грязь. Точно так же чистое по своей природе живое существо, сталкиваясь с материальной природой, развивает материальные качества и связывает себя материальными обозначениями. Избавить нас от них может только преданное служение, бхакти. Об этом говорится в «Чайтанья- чаритамрите» (Мадхья, 19.170):

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам хришикена хришикеша- севанам бхактир учйате

Тот, кто преданно служит Верховному Господу, без всякого труда достигает двух сопутствующих результатов: во-первых, он освобождается от всех обозначений—сарва упадхи, во-вторых—чувствами такого преданного управляет Хришикеша, повелитель чувств. Так проявляется могущество бхакти, внутренней энергии Господа.

Кришна всегда трансцендентен, и преданное служение Ему тоже всегда трансцендентно, ибо они неотличны друг от друга. Выше, в комментарии Шрилы Прабхупады к сегодняшнему стиху [Бхаг.,

1.8.27] , мы читали: «Поскольку Господь принадлежит Своим преданным, а преданные, в свою очередь, принадлежат Господу, они, безусловно, трансцендентны к гунам материальной природы. Это естественное заключение. Беспримесные

Навигация:

Страница 59
Страница 58
-- Страница 57 --
Страница 56
Страница 55