Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 51 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 51

не могут думать ни о чем, кроме Него, и каждый миг расставания для них как двенадцать лет.

«Шримад-Бхагаватам» (1.8.27) «Учение царицы Кунти» Москва, 13 июня 2003 года

У преданного Господа нет ничего, кроме лотосных стоп Господа, и он этим полностью удовлетворен.

намо ’кинчана-виттайа нивритта-гуна-вриттайе атмарамайа шантайа каивалйа-патайе намах

О богатство материально нищих, я склоняюсь перед Тобой. Ты не имеешь никакого отношения к действиям и реакциям гун материальной природы. Ты черпаешь удовлетворение в самом Себе, и потому Ты самый умиротворенный, и Ты—господин монистов.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Живое существо не может жить, ничем не обладая. Следовательно, оно не может быть отреченным в полном смысле этого слова. Оно отрекается от одного, чтобы получить нечто более ценное. Студент жертвует своими детскими привычками, чтобы получить лучшее образование. Слуга уходит с одного места работы, найдя лучшее. Так же и преданный отрекается от материального мира не ради отречения как такового, а для того, чтобы получить нечто осязаемое, имеющее духовную ценность. Шрила Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и другие отказались от роскошной мирской жизни и благосостояния, чтобы служить Господу. С материальной точки зрения они были преуспевающими людьми. Эти Госвами занимали посты министров в бенгальском правительстве, а Шрила Рагхунатха дас Госвами был сыном одного из крупных заминдаров того времени. Но они оставили все, чтобы обрести нечто высшее. У преданных, как правило, нет материальной собственности, но они обладают тайным сокровищем—лотосными стопами Господа.

Есть замечательная история, связанная со Шри- лой Санатаной Госвами. У него был философский камень, который валялся в куче мусора. Человек, попавший в нужду, взял его, но задумался, почему этот бесценный камень хранится в таком неподходящем месте. Тогда он попросил у Санатаны самую ценную вещь, и ему было дано святое имя Господа. Акинчана означает «тот, кто не может дать ничего материального». Истинный преданный, махатма, никого не одаривает материальными вещами, так как он уже отказался от всякой материальной собственности. Но он может дать самое ценное—Личность Бога, ибо Господь является единственным достоянием истинного преданного. Философский камень Санатаны Госвами, лежавший в куче мусора, не принадлежал ему, иначе бы он не хранил его там. Этот особый пример приводится для преданных-неофитов, чтобы убедить их в том, что материальные желания и духовный прогресс несовместимы друг с другом. До тех пор, пока человек не научится видеть, что все окружающее духовно и связано с Верховным Господом, он должен всегда отличать дух от материи. Такой духовный учитель, как Шрила Санатана Госвами, хотя и способен видеть, что все духовно, подает этот пример нам, не имеющим духовного видения.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Прабхупада пишет в комментарии, что живое существо не может жить, ничем не обладая, и поэтому не может быть отреченным в полном смысле этого слова. Живое существо не обладает завершенностью, самодостаточностью, полнотой, и поэтому, находясь под влиянием иллюзии, стремится обладать материальными вещами. Оно не знает ничего более ценного, чем материальные вещи, и поэтому стремится к богатству, власти и влиянию, надеясь, что они предоставят то, чего ему не хватает. По своей природе живые существа вечные слуги Кришны и поэтому всегда зависят от Верховного Господа, но не зная об

этом, они наивно пытаются жить сами по себе.

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что, отказываясь от одного, живое существо ожидает взамен что-то другое, лучшее. Он пишет: «Студент жертвует своими детскими привычками, чтобы получить лучшее образование. Слуга уходит с одного места работы, найдя лучшее. Так же и преданный отрекается от материального мира не ради отречения как такового, а для того, чтобы получить нечто осязаемое, имеющее духовную ценность». В материальном мире многое кажется на первый взгляд ценным, но Кришна говорит об этом Господу Брахме: «То, что кажется тебе ценным, но, в то же время, не связано со Мной,—это Моя энергия иллюзии, отражение света во тьме». Все связано с Господом, поэтому если живое существо не видит такой связи, то оно находится под влиянием иллюзии. Шрила Прабхупада часто говорил, что даже травинка не может шелохнуться без позволения Господа; всё исходит из Него—и материальные, и духовные миры. Мудрец, знающий об этом, служит Ему с любовью и преданностью.

Вайшнав знает: всё сущее исходит из Кришны, и поэтому не может существовать независимо от Него. Кришна говорит: «Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня» (Б.-г., 6.30). Постарайтесь увидеть и понять, что всё связано с Господом. Если вы не чувствуете этой связи, то, как сказал Кришна, это влияние иллюзии. Но и иллюзия тоже связана с Господом:

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа мам эва йе прападйанте майам этом таранти те

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Б.-г., 7.14).

Все духовное и материальное исходит из Кришны, в том числе и живые существа, которые являются Его частицами. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает Свои отделенные энергии:

бхумир апо ‘нало вайух кхам мано буддхир эва

Навигация:

Страница 53
Страница 52
-- Страница 51 --
Страница 50
Страница 49