Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 48 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 48

Ему нравится больше всего?»

Если вы хотите доставить своим служением Господу радость, делайте то, что Его радует. Наибольшее наслаждение Кришне доставляет спонтанное преданное служение: Ему нравится, когда мама Его ругает, Он любит, когда друзья относятся к Нему как к равному и обожает, когда гопи Его упрекают. Такое служение удовлетворяет его больше всего. Господь Чайтанья пришел в этот мир именно для того, чтобы показать людям такую преданность—так стремитесь же к ней! Каждый новый день дает нам возможность обрести бхакти и научиться всегда помнить о Кришне. Не упускайте эту возможность, и тогда никакие трудности не смогут вас поколебать. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»: «Того, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум» (Б.-г., 2.56). Ни счастье, ни страдание не могу вывести его из равновесия, поэтому о таком человеке говорят, что он стхита-дхи-муни—сосредоточился на Господе.

Вопрос: Разве можно страдать и в то же время быть счастливым в духовной жизни?

Ответ: Вопрос интересный. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: су-сукхам картум авйайам—«Знание это вечно, и постижение его радостно» (Б.-г., 9.2). О том же пишет Лочана дас Тхакур:

парома каруна, паху дуй джана, нитай-гаурачандра саба аватара, сара-широмани, кевала ананда-канда

«Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда пришли, чтобы дать самый радостный процесс». Поэтому преданный, безусловно, может быть счастливым, испытывая в то же время материальные страдания. Он рад, потому что понимает: страдания помогают ему приблизиться к Кришне. Кришна говорит Уддхаве в одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам»:

джата-шраддхо мат-катхасу нирвиннах сарва-кармасу веда духкхатмакан каман паритйаге ’пй анишварах

тато бхаджета мам притах шраддхалур дридха-нишчайах

джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

«Пробудив веру в повествования о Моей славе, испытывая отвращение к материальной деятельности и зная, что все наслаждения чувств ведут к страданиям, но все же неспособный полностью от них отказаться, Мой преданный должен оставаться счастливым и служить Мне с великой верой и убежденностью» (Бхаг., 11.20.27-28). Бывает, преданному трудно отказаться от чувственных наслаждений сразу, но он знает, что они ведут к страданиям. Почему же Кришна говорит: «Будь счастлив все равно»? Можно ли быть счастливым, зная, что впереди тебя ждут страдания? Кришна Сам отвечает на этот вопрос: «Тот, кто пробудил веру в повествования о Моей славе, в Мои слова, может быть счастливым, испытывая страдания». Такой преданный никогда не оставит лотосные стопы Кришны, и страдания поэтому ведут его к Кришне—все ближе и ближе. Зная, что он становится ближе Господу, преданный счастлив, и это счастье, в отличие от материального счастья, подлинное. Без такой веры невозможно быть счастливым, она жизненно важна. Кришна говорит: «Будь счастлив и продолжай поклоняться Мне с верой». Необходима и вера, и поклонение, тогда преданный на собственном опыте убедится в том, что страдания приближают его к Господу, дают ему возможность получить Его признание. Конечно, такой преданный будет счастлив! Шрила Прабхупада говорит: «Вам придется пройти суровые испытания, прежде чем Кришна сочтет вас Своим преданным». Поэтому если вы хотите, чтобы Кришна считал вас преданным, ищите возможности доказать Ему свою преданность. Страдания предоставляют вам такую возможность, поэтому будьте счастливы, когда они приходят. Но если вы пытаетесь убежать от страданий, ищете прибежища в чувственных наслаждениях, в иллюзии, подлинного счастья вам не дождаться. Человек, которому хочется забыть о страданиях, погружается в чувственные наслаждения, и так создает себе иллюзию счастья. Это не подлинное счастье. Преданный поступает иначе: он раскаивается в том, что прибегал когда-то к наслаждению чувств и, таким образом, добровольно страдает—раскаиваясь.

Страдания бывают двух видов—добровольные и принудительные. Принудительные страдания тянутся без конца, потому что материалистичные люди пытаются убежать от них, найдя прибежище в чувственных удовлетворениях, которые лишь ведут к следующим страданиям. Преданные соглашаются на страдания добровольно, из желания доставить удовольствие Господу. Кришна говорит в «Бхагавад- гите» (9.27): «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне». Господь Ришабхадев говорит Своим сыновьям:

найам дехо деха-бхаджам нри-локе каштан каман архате вид-бхуджам йе

тапо дивйам путрака йена саттвам

шуддхйед йасмад брахма-саукхйам те анантам

«Дети мои, все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений— собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе его сердце очистится, и он обретет вечную жизнь, исполненную непреходящего духовного блаженства, которое неизмеримо выше любого материального счастья» (Бхаг., 5.5.1). Добровольно идти на страдания означает также не усердствовать чрезмерно, пытаясь справиться с ними при помощи искусственных мер. Нарада Муни объясняет в «Шримад-Бхагаватам» царю Прачинабархишату: «О безгрешный! Последствия кармической деятельности невозможно нейтрализовать с помощью другой деятельности, если она не проникнута сознанием Кришны. Любая деятельность такого рода порождена невежеством. Сменив кошмарный сон на болезненную галлюцинацию, мы не почувствуем облегчения. Избавиться от сна можно только проснувшись. Подобно этому, наша жизнь в материальном мире

Навигация:

Страница 50
Страница 49
-- Страница 48 --
Страница 47
Страница 46