Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 11

потерях идет речь в этом стихе. Положим, мы потратили уйму сил и денег, вложили сердце в дело для нас важное и значимое, но в один прекрасный день грянул гром и мы, подсчитав прибыли и убытки, приходим к выводу, что оказались у разбитого корыта. Почему мы называем это потерями? Причина одна— наше неверное отношение к происходящему, наше неправильное сознание. Когда Кришна говорил об усилиях и потерях, Он имел в виду усилия в сознании Кришны—они никогда не пропадают зря. Если преданный действительно хочет доставить Господу удовольствие, он не потерпит неудачи и пройдет все испытания.

У Шрилы Прабхупады однажды спросили, каждый ли день выпадают испытания. Прабхупада ответил отрицательно, объяснив, что бродягу испытывать незачем—поскольку он хочет оставаться бродягой, пусть остается, для этого никаких испытаний проходить не нужно. Тогда преданный уточнил свой вопрос: «Нет, Прабхупада. Я имел в виду испытания для преданного». «Ах, для преданного! Преданного всегда испытывают. Всегда». Майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам—«Майа действует под Моим присмотром» (Б.-г., 9.10). Шрила Прабхупада говорил, что майа, действуя от имени Кришны, ставит перед преданным множество препятствий, создает трудности на его пути. Их так много—воплощение в жизнь даже самого простого замысла не обходится без проблем.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что для человека, который забыл Господа Чайтанью, самая незначительная трудность станет непреодолимой, но тот, кто помнит Господа, без труда справится даже с самой трудной задачей. В качестве примера часто приводят Арджуну—величайшего воителя, лучника, который одним выстрелом мог положить до тысячи противников. Когда этот великий воин забыл о Кришне, он не смог даже удержать свое оружие—оно выскользнуло из его рук. Конечно, Арджуна—это великий преданный, он забыл Кришну под влиянием йога-майи. На его примере Господь показал нам, к чему приводит забвение—даже простое дело становится непосильным.

Распространители книг часто сталкиваются с тем же, что и Арджуна. Если помнишь о Господе, думаешь о Нем с воодушевлением, то рюкзак за плечами кажется легким как перышко. Но как только забываешь о Кришне, сумка с книгами выскальзывает из рук. Да что там сумка—даже две книжки кажутся такими тяжелыми, что придавливают к земле. Кришна говорит:

мач-читтах сарва-дургани мат-прасадат таришйаси атха чет твам аханкаран на шрошйаси винанкшйаси

«Всегда думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждаемый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя» (Б.-г., 18.58). Потерять себя, воистину, значительная потеря. Однако если преданный помнит о Кришне, ему никогда не придется подсчитывать убытки. Конечно, неудачи могут выпадать и на его долю, в его жизни тоже могут встретиться и трудности, и препятствия, но поскольку такой преданный использует их для того, чтобы вручить себя Кришне, для него они не преграды, а ступеньки на пути преданного служения. Даже смерть ему не помеха. Когда Дхрува Махарадж готовился взойти на цветочный корабль, чтобы тот отнес его в духовный мир, перед ним появилась воплощенная смерть и встала у него на пути, загораживая дорогу. Дхрува Махарадж поставил стопу ей на голову и, оттолкнувшись, как от ступеньки, поднялся на корабль. Так любое препятствие на пути к Богу преданный использует как очередную возможность положиться на Кришну.

Шрила Прабхупада избрал нелегкий путь, и путешествие в Америку было самым трудным в его жизни. Но он показал нам, что трудности можно легко преодолеть, если положиться на Кришну, как это делал он,—он с твердой решимостью выполнял

приказ духовного учителя, хотя и чувствовал себя совершенно беспомощным и ни на что не способным. Шрила Прабхупада знал одно: «Я выполняю приказ гуру». Преданный совершает усилия на пути сознания Кришны с единственной целью—доставить удовольствие духовному учителю и Господу. Еще раз подчеркнем, что трудностей и препятствий у него будет предостаточно.

Пока длилось плавание, Шрила Прабхупада пережил два сердечных приступа. Вскоре после этого он и написал «Маркине бхагавата-дхарму». Прабхупада знал, что Кришна привез его в Америку с определенной целью, и поэтому не повернул назад. Неуклонная решимость, которой он обладал, очень важна для преданного служения. Но не следует забывать, что эта решимость и устремленность должна быть правильной, потому что даже если преданный прилагает усилия, но при этом рассчитывает на выгоду, награду, о нем никак нельзя сказать, что он полагается на Кришну. Не следует подогревать свою решимость стремлением к выгоде. Как только мы становимся расчетливыми и корыстными, прикидывая в уме, получим ли мы от служения достаточно выгоды, и мысленно подводя баланс прибылей и убытков, итог предрешен—мы, безусловно, будем в убытке. Кришна Сам говорит, что если человек действует, побуждаемый ложным эго, он, считай, пропал. Никакой пользы его усилия не принесут, его ждут одни лишь потери. Более того— это как раз тот случай, который называют двойной потерей. «Тот, кто действует, побуждаемый ложным эго,—говорит Кришна,—не в состоянии слушать, что говорю Я, он слышит одного себя». Такое отношение в любом случае не принесет выгоды.

Для преданного важно также осознавать, как Шрила Прабхупада писал в своих комментариях к «Бхагавад-гите» (18.54), что служение, которым он занимается, дал ему Сам Кришна, иначе он не сможет чувствовать, что зависит

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9